Семьдесят лет без Освенцима
Обращение муфтия шейха Равиля Гайнутдина в связи с Международным днём памяти жертв Холокоста |
Обращение муфтия шейха Равиля Гайнутдина в связи с Международным днём памяти жертв Холокоста и 70-й годовщиной освобождения советскими войсками узников концентрационного лагеря Освенцим.
Память о злодеяниях – залог неповторения
ужасов фашизма в будущем!
БИСМИЛЛЯХИР РАХМАНИР РАХИМ!
Во имя Бога, Милостивого и Милосердного!
Мир Божий Вам!
По решению Генеральной Ассамблеи ООН 27 января – день освобождения советскими войсками концентрационного лагеря Освенцим в 1945 году – объявлен Международным днём памяти жертв Холокоста. В этом году меня, как и духовных лидеров традиционных религий России, послов ряда государств, представителей общественности, пригласили в Еврейский музей и центр толерантности в Москве, где мы осмотрели выставку «Человек и катастрофа», посвящённую массовому уничтожению нацистами узников концентрационных лагерей. 29 января Центр лично посетил Глава нашего государства, Президент России Владимир Владимирович Путин.
Чем важен этот день для мусульман? Мы не можем быть безразличными к прошлому, беспамятными, мы не можем не думать о будущем. Прошло семьдесят лет без Освенцима. Казалось бы, всё история уже расставила на свои места. Но нет, угроза фашизма возвращается.
В наши дни звучат такие оценки и такие высказывания, даже в славянских странах Восточной Европы, в Польше и на Украине, нередко от лиц, обладающих государственной властью и влиянием на региональные процессы – что волосы становятся дыбом. Искажается история, смещаются акценты, замалчиваются очевидные факты, умаляется роль победителей, стран-членов антигитлеровской коалиции, прежде всего СССР, (армии которых включали в том числе и мусульман). Таким образом делается попытка реабилитировать нацистских коллаборационистов, а иногда и саму идеологию и практику фашизма! Не буду перечислять те позорные заявления, которые прозвучали в канун освобождения Освенцима в Европе, не буду акцентировать дипломатические провалы организаторов относительно участия России и её руководства. События на Украине пробудили скрытно затаённые силы. Сегодня они всё более открыто проявляют себя в Европе. Это огромная опасность.
Об этой опасности говорит Президент России и лидеры многих других государств, ученые и правозащитники. Для мусульман тут важно, во-первых, не терять памяти о наших предках, геройски отдавших свои жизни, защищая Родину. В наступившем 2015 году мы торжественно отметим 70-летие великой Победы в этой войне. И это не только праздник отдельных наций и их армий – это общемировой значимости триумф добра и света над злом и мраком фашизма. Урок на все времена.
И второе. Мы должны задать и себе, и нашим соседям несколько острых вопросов. Спросить европейцев: сегодня, когда растёт исламофобия в ваших странах, а ксенофобия нацелена против мигрантов, когда говорится о крахе мультикультурализма, когда мусульман в ведущих СМИ называют чуть ли не главной угрозой миру и над их святынями глумятся, – неужели вы забыли, что это вовсе не приверженцы Ислама разжигали Первую, потом Вторую мировые войны? Не мусульмане шли в чужие земли с надписями на солдатских пряжках “Gott mit uns!”. И разве мусульмане бомбили Дрезден, затем сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, а Черчилль предлагал сделать то же самое и на территории СССР? Кто затем укрывал нацистских преступников?
Но в послевоенное время возникли как минимум две большие проблемы на стыке Европы и исламского мира. Сегодня они очень актуальны. Поднять экономику европейцы захотели быстро и как можно дешевле – потому призвали тружеников-мусульман сразу после окончания Второй мировой войны. Впервые в истории огромные массы последователей Ислама были переселены в глубь Европы. Так была заложена основа для нынешних т.н. противоречий мультикультурализма. Эти проблемы явно следует решать – но, конечно же, не путём радикализма с исламофобскими лозунгами или провокациями типа «датско-парижских карикатур». Не по-фашистски.
Следующая проблема. То, что арабо-израильские отношения до сих пор не урегулированы согласно принципам и документам ООН, вызывает остро негативную реакцию у мусульман. К сожалению, порой доходит до отрицания самого факта фашистских гонений против евреев. Говорят о том, что «никакого холокоста не было», «всё это пропаганда агрессоров-сионистов». Безусловно, это недопустимо. Здесь налицо искажение истории, сродни тому, когда оправдывают пособников нацизма.
Фашизм уничтожал многие народы, евреи были не единственными пострадавшими от рук злодеев. Все знают, что в ряду иных намеченных жертв, согласно нацистской доктрине, было множество других т. н. неарийцев. Смешивать вопросы ближневосточного урегулирования с необходимостью защиты исторической правды о Второй мировой войне и почтения ко всем её жертвам – недопустимо. Потому совершенно справедливы, к примеру, действия последних лет в России: и открытие Еврейского музея и центра толерантности в Москве, и открытие памятников воинам-антифашистам из СССР в Израиле, и строительство мечети нашими чеченскими братьями во главе с Рамзаном Кадыровым в деревне Абу-Гош, в 10 км от Иерусалима, и открытие Русского культурного центра в Вифлееме.
Россия стремится вести диалог со всеми сторонами конфликта – и это ценно именно с исламской точки зрения. Это залог справедливого решения.
Что касается так называемого «антисемитизма по исламским мотивам», то это абсурд. Во-первых, арабы, как и евреи, две составные части семитской семьи, двоюродные братья от общего предка Авраама/Ибрахима (мир ему)! Значит, семитом справедливо назвать и самого Пророка Мухаммада(мир ему) и почти всех его сподвижников. Следовательно, термин «антисемитизм» к мусульманам и среди мусульман неправомерен.
Не может быть и вражды к евреям, как этносу: Ислам не делает различия между нациями, но определяет ценность человека только по его поведению и богобоязненности. Не может быть и вражды в отношении иудеев, как последователей определенной религии. Полемика с ними – это полемика внутри сообщества «детей Авраамовых». Они – наследники Торы, Священного Писания. Мусульмане с ними не согласны по богословским вопросам – но это не означало и не означает вражды и тем более уничтожения «по типу Освенцима». Освенцим появился не внутри исламской цивилизации. Это не ее проявление. Исламская цивилизация имеет многовековую практику общежития и добрососедства с иудеями и христианами.
Мы будем, по примеру Пророка Мухаммада (мир ему), призывать, увещевать или убеждать в дискуссиях наших братьев по наследию Авраама (мир ему)– но никогда «методами» Хиросимы или Освенцима. Это принципиально. Это требование нашей религии.
В практическом плане сегодня в нашей международной и внутрироссийской миротворческой деятельности мы находим поддержку у руководства страны, уМИД РФ. Мусульмане России также могут рассчитывать на энергию и инициативы глав регионов с активной мусульманской позицией.
В заключение скажу вкратце и с оптимизмом. Семьдесят лет, хвала Аллаху, мы прожили без Освенцима. Память о злодеяниях – залог неповторения злодеяний в будущем. Из прошлого научимся извлекать уроки! Решить проблемы, оставшиеся нам от Второй мировой войны – в принципе возможно, при наличии здравого смысла и твёрдой воли к миру и справедливости.
Мусульмане России, в сотрудничестве с руководством страны и, в частности, с её дипломатами, могут помочь и Европе в решении т.н. проблем мультикультурализма, и всем заинтересованным сторонам в скорейшем урегулировании многолетнего арабо-израильского конфликта.
Да примет Аллах души всех невинно убиенных мировым фашизмом во всех странах и среди всех народов! Да возвысит Он деяния и подвиги воинов, душу свою отдавших за Отечество и земли предков, за своих сограждан и мир на земле!
Муфтий шейх Равиль Гайнутдин
Председатель Духовного управления мусульман
Российской Федерации