Раздел имущества после развода. Богословское заключение
بسم الله الرحمن الرحيم
Именем Аллаха, милость Которого вечна и безгранична.
БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 2/17
Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев России (Совет улемов ДУМ РФ и СМР) в ходе расширенного ежеквартального заседания, состоявшегося 15-го числа месяца Ша‘бан 1438 года по лунному календарю, что соответствует 11-му мая 2017 г. по григорианскому календарю, и проходившего в культурно-просветительском центре по адресу ул. Ленинская слобода, д. 9,
постановил: в случае развода супругов совместно нажитая собственность может быть разделена пополам. Данное положение берется из коранического аята, который гласит: “Разведенным женщинам положено передать материальные средства в соответствии с общепринятыми нормами [то есть в соответствии с местными обычаями и законодательством]. Такова обязанность набожных” (Св. Коран, 2:241).
РАЗДЕЛ ИМУЩЕСТВА ПОСЛЕ РАЗВОДА
“Самое ненавистное пред Господом, но дозволенное [когда нет иных путей разрешения конфликта] — развод”[1], — говорил пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует).
В жизни могут быть различные ситуации. В отношении супругов могут возникнуть серьезные разногласия, в решении которых не остается иного выхода, кроме как развода. В такой ситуации мужьям необходимо прислушаться к Божественному наставлению: “Разведенным женщинам положено передать материальные средства в соответствии с общепринятыми нормами [то есть в соответствии с местными обычаями и законодательством]. Такова обязанность набожных” (Св. Коран, 2:241)[2]. Муж обязан последовать кораническому предписанию и понять, как реализовать его в обществе и государстве.
Для благополучного раздела имущества в случае развода необходима государственная, официальная регистрация брака, которая не противоречит мусульманским канонам, а наоборот, закрепляет необходимые права за женщиной, за женой.
Жена при разводе забирает все то, что ей принадлежит: было даровано ей, передано или приобретено ею на собственные деньги.
В мусульманских странах основным капиталом женщины после замужества является свадебный подарок (махр), который передается женихом при заключении брака или через какое-то определенное (заранее оговоренное сторонами) время. Махр — ценный свадебный подарок, безвозмездный дар, который является исключительно собственностью жены и сохраняется за ней в случае развода по инициативе мужа или его смерти. Свадебный подарок может представлять собой любую ценность, движимое или недвижимое имущество (деньги, золото, драгоценности, жилье, автомобиль и т. д.).
В Исламе не существует такого понятия, как калым, хотя оно и встречается в традициях отдельных мусульманских народов, но есть понятие “махр”. Махр не символизирует “приобретение жены”, это — лишь безвозмездный дар жениха невесте.
Размер махра: (1) минимальный — 10 дирхамов или 30 г серебра, (2) максимальный, по мнению всех богословов, не ограничен, но (3) желательно, чтобы он составлял нечто в пределах 500 дирхамов или 1500 г серебра.
Во многих исламских государствах ранее, как и сейчас, махр представляет собой значительную денежную сумму, дорогие ювелирные украшения либо дар недвижимого имущества, однако все это исходя из возможностей жениха и обоюдной договоренности брачующихся. Обоснован такой подход текстом Корана и является своего рода формой социальной защиты для женщины.
В Коране сказано: (1) “Давайте невестам своим (женам своим) свадебный подарок в качестве безвозмездного дара” (см. Св. Коран, 4:4).
(2) “…И не чините [о мужья] препятствия [не затрудняйте бракоразводный процесс, инициируемый женами] ради завладения части того, что вы передали им [то есть свадебный подарок (махр), который обычно представляет собой значительную денежную сумму или комплект ювелирных украшений], кроме как в случае, когда жена совершит явно непристойный, развратный поступок [прелюбодеяние]” (см. Св. Коран, 4:19).
(3) “Если пожелает кто-либо из вас (мужей) развестись с супругой и жениться на другой, тогда как был передан [в качестве свадебного подарка (махра)] жене кантар (примерно 44,928 кг) [золотом], то не имеет никто из вас [мужья] права забрать у [жены] даже малую часть этого!” (см. Св. Коран, 4:20).
Да, в Коране Господом миров упоминается возможная сумма безвозмездного свадебного подарка жениха невесте (махра) — кантар золота, а это примерно 44,928 кг. На 20 апреля 2016 года 1 грамм золота оценивается в 2620,75 руб. (согласно cbr.ru). То есть сумма махра составляет 117 745 056 руб., или $1 794 894.
Нажитое сообща в период брака, заработанное и приобретенное вместе с мужем делится пополам, тем более если жена вносила свой личный финансовый вклад в семейный бюджет и в приобретенное с мужем имущество. Так будет справедливо и честно. Данное утверждение согласуется с кораническим повествованием: “...в соответствии с общепринятыми нормами [то есть в соответствии с местными обычаями и законодательством]” (Св. Коран, 2:241). Если у мужа и жены есть семейный бизнес и они решают поделить в соответствии с прописанными ими в договоре партнерства долями, то это их личное дело как бизнес-партнеров.
Согласно российскому законодательству, нажитое во время брака имущество признается совместной собственностью супругов: “Законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности. Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное” (п. 1 ст. 33 Семейного кодекса РФ). Понятие совместной собственности установлено в Гражданском кодексе РФ: “Имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность)” (п. 1, 2 ст. 244 Гражданского кодекса РФ, часть 1). “Если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными” (ст. 245 Гражданского кодекса РФ, часть 1).
Из этого следует, что право на общее имущество имеет и жена, которая в период брака ухаживала за детьми, занималась домашним хозяйством и не имела собственного дохода. Однако имущество, принадлежавшее одному из супругов до брака, является его личной собственностью и разделу не подлежит (сюда относятся и вещи, полученные в дар, как наследство). Законный режим супругов не действует, если брачным договором предусмотрено иное — в таком случае действует договорной режим имущества[3].
В период развода или после него совместная собственность может быть разделена по требованию одного из супругов. Если возникают споры по поводу определения долей, то происходит этот процесс в судебном порядке.
Законопроекты формулируются в результате общественной потребности в них и в свете тех принципов, которые важны для той или иной части общества. Женщина после развода в подавляющем большинстве мусульманских (по этническому признаку) стран даже в случае неожиданного желания мужа развестись без материального достатка и жилья не остается, если брак изначально был официально зарегистрирован.
Приведенный ранее 241-й аят суры “аль-Бакара”: “Разведенным женщинам положено передать материальные средства в соответствии с общепринятыми нормами [то есть в соответствии с местными обычаями и законодательством]. Такова обязанность набожных” в Египетском законодательстве применяется следующим образом. В Гражданском кодексе Египта, в ст. 18 закона № 25 от 1920 года, к которому был добавлен закон № 100 от 1985 года, сказано: “Жене, с которой после законного бракосочетания муж имел супружескую близость и которой был дан развод без ее одобрения и без ее вины в этом, сверх выплаты содержания послеразводного периода (‘идды[4]) полагается компенсация за развод в размере как минимум двухгодичного содержания. В определении суммы компенсации должно приниматься во внимание материальное состояние бывшего мужа, а также обстоятельства развода и продолжительность брака. Мужу, давшему развод, разрешается выплачивать компенсацию по частям”[5].
В разъяснительном комментарии к закону об этой компенсации говорится: “По шариату право развода закреплено за супругом, и до сих пор закон не обязывал его выплачивать денежную компенсацию разведенной жене, так как достаточно того, что, вступив в супружескую близость, она получает брачный дар (махр) в полном размере[6], а также содержание в послеразводный период (‘идда). Что касается дополнительной компенсации, то она носила желательный характер и не могла быть назначена в судебном порядке. Но в наше время благородство и порядочность становятся редкостью, особенно в отношениях между бывшими супругами, когда между ними уже нет былой любви. Женщина после развода нуждается в большей финансовой поддержке, чем та, которая ей полагается в послеразводный период (‘идда). Дополнительная компенсация, в том числе может послужить в ее пользу, сдерживая мужа от инициирования скорого развода. Целью узаконивания этой компенсации является попытка утешить разбитое сердце жены. Шариат (мусульманские каноны) требует проявлять сочувствие к разведенной женщине. Основы этого заложены в словах Всевышнего: “Вы (мужья) обязаны, в зависимости от ваших финансовых и имущественных возможностей, передать ей (жене) материальные средства [подобно компенсации морального ущерба] в соответствии с общепринятыми местными нормами (‘урф) [в соответствии с местными обычаями и законодательством[7]]. [Обязаны!] И это — должное для благородных” (Св. Коран, 2:236). Обязательность выплаты этой компенсации является, например, мнением имама аш-Шафи‘и, при условии, что женщина вступила в супружескую близость с мужем и не была причиной развода. Также это мнение имама Ахмада, которое было одобрено и принято Ибн Таймией. Последователи захиритского мазхаба и имам Малик, в одном из своих мнений, также говорят об ее обязательности.
На этом основании и был включен в закон Арабской Республики Египет текст ст. 18, учитывая условия, оговоренные упомянутыми учеными. При определении размера компенсации судья может принять во внимание (помимо того, о чем было сказано раньше) обстоятельство развода, возможность злоупотребления этим правом и пр. Компенсация не должна быть меньше двухгодичного содержания. В качестве облегчения закон позволяет бывшему мужу ее выплату по частям”[8].
Также, к примеру, Египетский Дом фетв[9] относительно суммы компенсационной выплаты, ее срока и условий получения вынес фетву на основании данного закона гражданского кодекса. В фетве сказано следующее: “В соответствии с этим законом, разведенной женщине полагается компенсация в размере как минимум двухгодичного содержания. Она имеет право на эту сумму в том случае, если состояла в законном браке, имела супружеские отношения с мужем и была разведена против ее воли и без вины[10] с ее стороны. Эта компенсация выплачивается сверх содержания послеразводного периода (‘идда)”[11].
Истина ведома Аллаху
[1] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Абу Дауда, Ибн Маджа и аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 10, хадис № 53, “сахих”.
[2] Необходимо отметить, что в аяте говорится именно о разведенных. В случае же смерти мужа жена получает или (1) 1/8 от всего имущества мужа (от всего совместно нажитого, кроме того, что принадлежит лично ей, жене), если у мужа есть дети (даже те, например, что от первого брака, то есть его дети вообще), или (2) 1/4, если детей у мужа нет. Здесь уже присутствует конкретный коранический текст и Божье повеление, определяющие долю жены в наследстве мужа (Св. Коран, 4:12). См.: http://umma.ru/fetvi/deti/4851-nasledovanie.
[3] С точки зрения мусульманских канонов, заключение брачного договора допускается и разрешается. Брачующимся самим решать, нужен он им или нет.
[4] ‘Идда — три месяца, в течение которых женщина не имеет права выйти замуж после развода. Все эти три месяца она находится на полном обеспечении мужа, а это и питание, и проживание, и все остальное в принятом для их семьи порядке. Подробнее об этом читайте в книге Шамиля Аляутдинова “Семья и Ислам” или на нашем сайте http://umma.ru/otvety/zhenitba-i-semya/7296-protsess-razvoda-2.
[6] Это обычно множество золотых украшений, крупные суммы денег или недвижимость, записываемая сразу на невесту (жену). То есть все то, что может явиться для нее серьезной поддержкой в случае неадекватного поведения мужа или, например, развода.
[7] А законодательство, например, в мусульманском государстве (пусть даже считающемся светским) формируется уполномоченными людьми на основе как конкретных текстов из Священного Писания, Корана, так и его общих смыслов, в увязке с местными традициями, культурой и потребностями общества. В том же государстве, где мусульмане составляют меньшинство, законы также формируются и формулируются уполномоченными для этого людьми в соответствии с потребностями как общества в целом, так и отдельного гражданина в частности.
[9] Это самая авторитетная организация в Арабской Республике Египет, вот уже более ста лет выносящая богословские заключения (фетвы). Основана в 1895 году.
[10] Основной причиной, лишающей ее права на компенсацию, является супружеская измена.