Муфтий Гайнутдин: общая для множества народов нашей страны государственность восходит именно к мусульманскому государству
Приветствие Председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации, Председателя Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина в адрес участников, гостей и организаторов XIII Международной научно-практической конференции «Фаизхановские чтения» на тему «Наследие Золотой Орды в государственности и культурных традициях народов Евразии», которая проходит в Санкт-Петербурге.
Приветствие зачитал первый заместитель Председателя ДУМ РФ Дамир Мухетдинов:
Некоторые вопросы изучения истории государственности Золотой Орды
Уважаемые участники, гости и организаторы Международной научно-практической конференции XIII «Фаизхановские чтения»!
От имени Духовного управления мусульман Российской Федерации, Совета муфтиев России и себя лично я приветствую вас братским мусульманским приветствием Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху – Мир Вам, милость Всевышнего и Его благословение!
Я искренне рад тому, что научные чтения в память о чрезвычайно одаренном и преданном делу науки нашем брате Хусаине хазрате Фаизханове проходят в 2016 году в Санкт-Петербурге, где произошло становление Хусаина хазрата как серьезного ученого и где была создана и собрана основная часть его наследия. Имеющие многолетнюю историю чтения впервые имеют международный статус. Наша конференция привлекла ученых из целого ряда стран евразийского континента и это тоже символично, ведь наше соседство и братство с предками современных азербайджанцев, казахов и киргизов, узбеков и многих других наций в рамках общего экономического, политического, гуманитарного пространства началось задолго до появления Советского Союза и даже Российской империи.
Буквально несколько лет назад мы в формате международных форумов и конференций, научных публикаций вспоминали 700-летие принятия ислама в качестве государственной религии в Золотой Орде, произошедшее в период правления хана Узбека, а также 700-летие мечети хана Узбека в Крыму.
Наша сегодняшняя конференция приурочена к 750-летию основания Золотой Орды, государственного образования, существование которого не только знаменует очень важный этап в истории Российской Федерации или ряда современных стран-участниц СНГ, но и вовсе является важной вехой для истории, прежде всего, народов, населявших ту часть евразийского пространства, которое так или иначе входило в сферу влияния Золотой Орды – будь то непосредственное политическое управление, экономическое или культурное влияние. Историческое значение золотоордынского периода несомненно, хотя в разных историографических традициях мы можем встретить различные его оценки, что, впрочем, естественно, учитывая непосредственную зависимость выводов научных работ от субъективного фактора. Но ведь научное знание и существует только в условиях постоянных дискуссий, в ходе которых совершается обмен взвешенными аргументами на пути к общей истине. Совершенно другое дело – когда научные изыскания подменяются тенденциозными построениями, заточенными под заранее готовую, как правило, идеологически опосредованную концепцию. Впрочем, и это тоже является объективным фактом, ибо человек не может быть свободен от каких-то предпочтений, симпатий или антипатий.
Отчасти, конечно же, и повод организации нашего мероприятия в данном случае может быть подвержен справедливой критике, поскольку дата, выбранная нами в качестве своеобразной точки отсчета существования Золотой Орды, носит очень условный характер. Однако объективен тот факт, что наука не может существовать без условностей – схем, моделей, в рамках которых ученые могли бы осуществлять свои изыскания, в том числе и историческая наука. Мы остановились на начальном годе правления Менгу-Тимура, отнюдь не первого правителя Золотой Орды, но того, с кем может быть связано обретение Золотой Ордой суверенитета. На монетах, относящихся к периоду его правления, впервые упомянут официальный титул «хан», а до этого Золотая Орда была одним из улусов другого единого государства – Монгольской империи, где, как известно, хан (или хаган) был только один – сидящий в Каракоруме и утверждавший своей властью правителей тех или иных улусов. История распорядилась так, что именно на 60-е годы XIII в. выпало время раздоров между правителями улусов, приведших к окончательному распаду этого государства как единой политической системы.
Много вопросов у историков не одно десятилетие вызывает и сам характер административно-территориального устройства Золотой Орды – начиная с соотношения статусов внутренних уделов собственно улуса Джучи, руководимых представителями соответствующей ветви династии Чингисидов, и заканчивая статусом в ее составе территорий народов, попавших сюда в результате военных походов 20-х – 40-х годов XIII в., в частности, русских княжеств. Нам представляется несомненным тот факт, что Золотую Орду следует рассматривать именно как единое политическое образование, включавшее в свой состав территории народов различного происхождения, сохранявших в рамках единой политической системы свою культуру, религию, традиции социальных отношений. Давно уже устарела долго господствовавшая только в имперской, а позже, соответственно, в советской и отчасти российской историографии концепция о так называемом «татаро-монгольском иге», несостоятельная по ряду причин. Не говоря о непонятном много раз обсуждавшемся историками искусственном понятии «татаро-монголы», мы хотим в очередной раз обратить внимание на то, что подобный взгляд на отношения господствующей и подчиненных этнических групп основывается только на одностороннем рассмотрении в качестве субъекта этих отношений лишь находившиеся в политической зависимости этнические группы и их территориальные образования, что само по себе влечет достаточно субъективную оценку исторического периода в целом.
На первоначально завоеванной силой оружия огромной территории ислам послужил цивилизаторским фактором, развернув вектор развития всего государства в сторону построения цивилизации высокой городской культуры и экономической мощи. Идеал учености, просвещенности, духовности, воспетый предками современных российских мусульманских этносов еще в доордынский период приобрел новый импульс с расцветом Золотой Орды. Просвещенность, гуманизация всех сфер деятельности, доброе братство и веротерпимость − эти черты золотоордынской цивилизации мы − российские мусульмане – считаем нужным развивать и сегодня.
Исследователи давно подошли к необходимости рассмотрения золотоордынского периода как эпохи существования общего для ряда евразийских народов политического объединения – именно единого государства с полиэтничным, поликультурным и, соответственно, многоконфессиональным населением. Вместе с тем, для истории России следует отметить и тот факт, что Золотая Орда стала, в сущности, первым централизованным государственным образованием, где при этом статус государственной религии с определенного периода (я имею в виду, разумеется, правление хана Узбека, 1313–1341 гг.) приобрел ислам, что в то же время не привело на этой почве ни к каким раздорам среди элементов общей политической системы.
Память о золотоордынском наследии дорога нам по многим причинам, в том числе потому, что Золотая Орда возвела свободу вероисповедания в принцип государственного строительства и этот принцип не был отменен, а напротив, окреп после объявления ислама государственной религией. Нам было хотелось, таким образом, обратить внимание именно на то обстоятельство, что общая для множества народов нашей страны государственность восходит именно к мусульманскому государству, что, как нам кажется, дает основания выделять соответственно особый этап в истории российской государственности.
Так или иначе, озвученная выше методологическая парадигма, как нам кажется, выглядит гораздо более приближенной к научной объективности и позволяет адекватно рассматривать различные аспекты истории Золотой Орды и взвешенно оценивать значение периода ее существования в истории.
Именно для этого сегодня здесь все мы, историки, востоковеды, филологи, археологи, нумизматы, антропологи. Большая честь и великая радость приветствовать здесь такое количество специалистов в различных научных областях, прибывших сюда, в Санкт-Петербург, столицу российского востоковедения, как из различных регионов России, так из стран дальнего и ближнего зарубежья. Часть коллег в силу обстоятельств, к сожалению, не смогли нас почтить своим присутствием, но мы очень рады, что удалось собрать значительное количество специалистов, избравших сферой своей деятельности те или иные аспекты истории Золотой Орды. Мы надеемся на успешные выступления и плодотворные обсуждения, безусловно, интересных докладов, характеризующихся широтой затронутых проблем.
Я искренне благодарю всех людей науки, нашедших возможность участвовать в нашей конференции и молитвенно желаю нашему собранию успешной работы!
5 мая 2016 г., Санкт-Петербург