Дамир Мухетдинов: милосердие не имеет ценности без прощения ближнего
Выступление первого заместителя председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации Дамира Мухетдинова на круглом столе «Бог есть любовь: милосердие в разных религиозных традициях», который состоялся 13 марта в Большом зале Библиотеки иностранной литературы им. М.А. Рудомино:
Благодарю моих уважаемых братьев по вере Авраамовой за организацию сегодняшнего круглого стола и приветствую Вас братским приветствием Мир вам. милость Всевышнего и Его благословение!
Священный Коран открывается следующими словами: "Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного" и далее эта фраза рефреном повторяется перед каждой главой священной книги, кроме одной.
«Моя милость объемлет всякую вещь» (7:156), говорит Всевышний в Коране, призывая своих рабов воспитывать в себе милосердие и сострадание. Милость Создателя не имеет границ, но та степень милосердия, великодушия, сочувствия, на которую способен человек - есть мера, определяющая, насколько он познал Творца.
С понятием милосердия неразрывно понятие прощения, ведь истинное милосердие - это не мягкость и добрые чувства по отношению к тем, кто добр и расположен к тебе самому, но скорее способность превозмочь свое эго и принять личность и поступки того, кто тебе категорически не по душе, ниже тебя по положению или доставляет тебе зло и вред.
В исламской богословской сокровищнице существует протяженная в веках, важная и уникальная нить богословской мысли - концепция о конечности Ада и всеохватности Божественной милости, другими словами, о перспективе спасения для всех людей без исключения. В российской богословской традиции эта концепция известная под названием "Рахмат Илахия", т.е. Милосердие Всевышнего и она получила наибольшее развитие в трудах выдающегося богослова ХХ века Мусы Джаруллаха Бигиева, который, в свою очередь, опирался на воззрения мыслителей раннего средневековья. Концепция всеохватности Божественной милости является одним из центральных элементов коранического гуманизма, который мы в Духовном управлении мусульман стремимся развивать и всячески распространять. В нашем понимании коранический гуманизм - это совокупность положений Корана, подчеркивающих и превозносящих достоинство человека, обращающихся к человеку как к существу духовному, нравственному, разумному и совестливому.
"И мирская жизнь, и загробная, да и весь мир ничтожно малы, будто их совсем нет, по сравнению с милостью Аллаха, которая предшествует Его гневу, превосходя и побеждая этот гнев", - писал по этому поводу другой крупнейший богослов начала ХХ века, муфтий и правовед Ризаутдин Фахретдин.
Ранее я уже упоминал о том, что милосердие не имеет ценности без прощения ближнего. В ходе нашего круглого стола хотел был в формате дискуссионной постановки вопросов затронуть некоторые чувствительные моменты этой темы.
Все мы следим за событиями на Ближнем Востоке, сопереживаем трагедии мирных людей, разрушению государства и обществ. Хвала Всевышнему, благодаря энергичным усилиям дипломатов у мирового сообщества появилась надежда на преодоление тяжелейшего кризиса. Но политики, дипломаты и военные договариваются преимущественно о прекращении военных действий, обустройстве политических институтов, разработке законодательства и разделении властных полномочий. При этом политикам не всегда подвластна такая тонкая материя как живая ткань гражданского общества, его единство и целостность. В частности, в Сирии, в ходе многолетней кровопролитной войны ткань общества была не просто разорвана, но разодрана в клочья. Вне зависимости от того, как относиться к причинам и истокам гражданской войны, факт в том, что каждый осколок некогда единого общества потерпел массу горя и страданий от своих оппонентов.
Широко распространенный и укорененный принцип религиозного права гласит о справедливом возмездии за совершенное злодеяние. Но, к примеру, в ситуации, подобной современной сирийской или той, которая сложилась в начале текущего столетия в Чечне, требование справедливого суда и воздаяния, звучащее со всех сторон, способно похоронить перспективу примирения еще на несколько десятилетий со всеми вытекающими последствиями. Примирение в таких ситуациях невозможно без прощения, даже если ты твердо уверен в неправоте своего оппонента и располагаешь всеми необходимыми аргументами.
Огромной проблемой для мусульманского сообщества в глобальном масштабе является сегодня то поколение, которое уже выросло и сформировалось под влиянием псевдорелигиозного дурмана, согласно которому кровь, взрывы и нечестие есть верные спутники жизни "правоверного мусульманина". И есть среди них костяк, дошедший до той степени нравственного разложения и очерствения, который не колеблясь плюнет в лицо тому, кто придет к нему с протянутой в знак примирения рукой. На эту категорию людей мы как правило смотрим с точки зрения исходящей от них террористической опасности. Но при другом рассмотрении, эта группа людей - та раковая опухоль в теле полуторамиллиардной мусульманской уммы, которая разлагает, разъедает ее изнутри. Физическое уничтожение террористов парадоксальным образом приводит с годами к еще более масштабному распространению этого чудовищного явления.
Способны ли мы проявить милосердие к ним - потерявшим человеческий облик? Этот вопрос я часто задаю себе.
Стало общим местом утверждать, что террористы, носящие имена Мухаммад, Ахмад, Усама, читающие Коран, совершающие молитву, никакие не мусульмане, поскольку их деяния в категорически противоречат установлениям исламской веры. Соглашусь с тем, что их поступки - не имеют никакого отношения к исламу, но вот эти люди сами, как бы горько ни было такое признавать, - продукты того интеллектуального и духовного застоя, в котором пребывает исламский мир. И на всей умме лежит ответственность за то, что наиболее слабые ее звенья поразила болезнь.
Мы видим, что от многократного открещивания от родства с этими заблудшими душами проблема не решается. В этой связи я также в режиме дискуссионной темы ставлю перед собой вопрос: возможно, правильным решением было бы, напротив, признание своей ответственности за тот уровень нетерпимости, жестокости и невежества, который захлестнул исламский мир. Признание и покаяние.
И в этом контексте я вижу прекрасный пример Римской католической церкви, публично и на самом высоком уровне покаявшейся в преступлениях инквизиции. Это был шаг огромного духовного и нравственного значения, который, я убежден, стоит изучать и представителям других религиозных традиций как пример духовной работы и бдения.
Резюмируя свое выступление, хочу вернуться к концепции всеохватности Божественной милости. Статья Мусы Бигиева, посвященная этой проблеме увидела свет в журнале "Шура" и, как вы можете догадаться, вызвала шквал негативных и эмоциональных отзывов. Тогда редактор журнала, который не причислял себя ни к сторонникам, ни к критикам идей Бигиева, издал книгу, в ней, в числе прочего, указал: "эта проблема, которая касалась только вопросов вероубеждения, сегодня или завтра станет общественной, и возможно станет актуальной для всего исламского мира. Российские мусульмане должны понять это раньше всех и приготовить все пути, до того, как увязнуть в болоте". Думаю, что момент, когда проблема отношения к иноверцам как в людям, достойным спасения не менее твоего, из сугубо теоретической перешла в формат общественной, уже настал.
13 марта 2017 г., Москва