закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


25 декабря 2020 12:15    

Х Международный форум «Ислам в мультикультурном мире». Пленарное выступление Д.Мухетдинова

Выступление первого заместителя председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации, ректора Московского исламского института, директора Центра исламских исследований Санкт-Петербургского государственного университета профессора, доктора теологии Дамира Мухетдинова на Х Международном форуме «Ислам в мультикультурном мире» 25 декабря 2020 г., соорганизатором которого выступает Духовного управление мусульман Российской Федерации.

 

 

Институциональные, научные и цивилизационные аспекты возрождения отечественной мусульманской богословской мысли на современном этапе

Уважаемые участники конференции, дорогие братья и сестры, дамы и господа! Сердечно рад приветствовать вас на Х Международном форуме «Ислам в мультикультурном мире», соорганизаторами которого наше Духовное управление имеет честь выступать на протяжении всех этих лет.

В 2022 году – в год празднования 1100-летия официального принятия ислама народами Волжской Булгарии исполнится ровно 20 лет концептуальному событию – совместному обращению глав трех федеральных мусульманских духовных центров – муфтиев Гайнутдина, Таджуддина и Бердиева в адрес Президента Путина о государственной поддержке интеллектуального развития российского мусульманства. Воплощая и развивая это начинание, в 2013 году была сформулирована стратегическая задача – воссоздание отечественной мусульманской богословской школы.

Однако, прежде чем рассматривать разные стороны этого трудоемкого процесса, представляется разумным сказать несколько слов о его сути. Что мы подразумеваем сегодня под возрождением собственной богословской школы, какие смыслы вкладываем в это действие и, собственно, зачем мы это делаем?

Слово «возрождение» предполагает, что мы обращаемся к тому, что уже некогда существовало, и снова претворяем это в жизнь, если угодно, актуализируем. Говоря об отечественном мусульманском богословии, мы можем иметь ввиду весь корпус многовековой традиции исламского знания, складывающийся на территории нашей страны от Хазарии и Булгарии, Улуг Улуса и Российской империи, СССР до Российской Федерации, можем обращаться к отдельным персоналиям, внесшим наиболее весомый вклад в его формирование, таким как, например, как Абу Наср аль-Фараби и Исмаил аль-Бухари; Ахмад Ясави и Бахауддин Накшбанди; Кул Гали, Алишер Навои и Низами Гянджеви, Абдуррахим Булгари и Абдуннасыр Курсави; Шигабутдин Марджани и Хусаин Фаизханов; Галимджан Баруди и Ризаэтдин Фахретдин; Зияэтдин Камали и Муса Бигиев; Сайфулла кади Башларов и Абдуррахман Расули. В любом случае, речь идет о широком и неоднородном спектре позиций, аргументов, убеждений и толкований, которые по тем или иным причинам получили признание современников и сохранили свою значимость на протяжение долгого времени. Значит ли это, что мы должны сегодня поставить этот массив знаний во главу угла и объявить его конечным ориентиром для любого российского мусульманского теолога и рядового верующего?  Однозначный ответ – нет. Традиция в любом своем проявлении, в том числе и богословская, не есть кристаллизовавшийся монолит, но есть живая интеграционная, развивающая и развивающаяся сила. Взять наследие, скажем, Мусы Бигиева, поместить его в современный контекст и на этом поставить точку, было бы противоречием самому этому наследию, идеям, развиваемым Бигиевым. Гораздо более продуктивным представляется подход, предполагающий переосмысление трудов выдающихся отечественных мыслителей в преломлении к сегодняшним реалиям и выстраивание на их основе нового уровня знаний исламской теологии, философии, истории, тюркологии, востоковедения, социологии, исламоведения и так далее. Таковым видится глобальный проект, осуществление которого является приоритетной задачей.

Можно сказать, что 2020-й год является своего рода рубиконом на пути реализации обозначенного проекта возрождения отечественного мусульманского богословия. Маркером этого стала первая в истории России защищенная докторская диссертация по исламской теологии в октябре текущего года. Принципиально важный момент заключается в том, что защита состоялась в рамках официально признанной научной специальности с утвержденным в 2019 году паспортом 26.00.01 «Теология» и проходила в стенах светского ВУЗа – Санкт-Петербургского государственного университета.

Почему на этом стоит акцентировать внимание? Потому, что это свидетельствует о реально существующей возможности интеграции богословского и академического знаний, синергический эффект которой нам только предстоит испытать. Процесс  «легализации» теологии и признания ее научной дисциплиной занял длительное время и был бы невозможен без консолидированной работы представителей различных религиозных организаций, ученого сообщества и  Администрации Президента и Правительства Российской Федерации. Теперь же, теология даже не просто научная дисциплина, но, как сообщил председатель Высшей аттестационной комиссии, профессор Владимир Михайлович Филиппов, в скором времени станет областью научного знания, в которой будут выделяться три специальности: теоретическая теология, историческая теология и практическая теология, каждая из которых будет реализовываться по направлениям православия, ислама и иудаизма. Это открывает перед нами уникальную возможность вывести современное отечественное мусульманское богословие на качественно новый уровень, преумножать знание, которое стало бы достойным продолжением наследия наших мыслителей прошлого. И моя докторская диссертация – лишь первый шаг на этом долгом и тернистом пути.

Что послужит маркером этого нового уровня отечественного исламского богословия? Полагаю, что признание со стороны российского и мирового научного сообщества и мусульманской уммы в целом. Владимир Путин на встрече с муфтиями в 2013 году сказал: «Считаю также, что голос российских мусульманских деятелей должен громче звучать и на международной арене, в мировом исламском сообществе». Как показывает опыт, в перспективе имеет вес лишь тот голос, который подкреплен аргументированным содержательным основанием. Поэтому вместе с уникальной возможностью мы получаем уникальную ответственность за развитие отечественного богословия, его качественное наполнение. Прежде всего, это предполагает активную научно-исследовательскую деятельность.

В связи с этим хочу перечислить часть из готовящихся к защите сотрудниками Духовного управления мусульман РФ диссертаций. Это труд по осмыслению феномена исламского феминизма руководителя аппарата ДУМ Санкт-Петербурга и Ленобласти Натальи Тамбиевой; исследование имама-хатыба Московской Соборной мечети Ислама Зарипова в области исламской экзегетики по трудам ат-Табари; анализ влияния богословской традиции аль-Азхара на теологические взгляды российских мусульман проректора по научной работе Московского исламского института Рената Ислямова, работа по религиозной философии имама аш-Шатыби первого заместителя председателя ДУМ Санкт-Петербурга и Ленобласти Дамира Хусаинова, диссертация проректора по учебной и воспитательной работе Московского исламского института Раиса Измайлова по исламскому модернизму в рамках отечественной богословской школы в конце XIX - начале XX века, исследование начальника отдела по работе с немусульманскими религиозными организациями Марии Шавриной по исламской сотериологии. Готовятся диссертации заместителя председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации по науке, образованию и культуре Дамира Хайретдинова по истории нижегородский татар-мишарей, заместителя председателя – руководителя аппарата ДУМ РФ Ильдара Нуриманова по теме хаджжа, а также еще порядка десяти научных работ. Как вы успели заметить, все перечисленные являются штатными сотрудниками нашего духовного управления или его региональных структур. Работа по воспитанию научных кадров идет непрерывно, в частности, из 60 человек, поступивших в нынешнем учебном году на бакалавриат, магистратуру и аспирантуру светских вузов в рамках плана мероприятий по подготовке специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама, 48 человек – кадры, направленные именно нашим Духовным управлением.

Обязательной частью полноценной научной инфраструктуры является наличие рецензируемых научных журналов. В настоящее время успешно функционируют журналы, входящие в перечень цитируемых журналов ВАК и РИНЦ. К первой категории относятся журналы «Ислам в современном мире» под руководством Д.Мухетдинова и «Минбар» заместителем главного редактора которого является упомянутый ранее Ислам Зарипов. В перечень Российского индекса научного цитирования входит журнал «Исламская мысль», также издающийся под главным редакторством Д.Мухетдинова.

Однако новые научные изыскания не могут появиться просто так. Они являются результатом усвоения и проработки фундаментальных знаний, их синтеза с современными исследовательскими достижениями. И тот проект возрождения отечественного мусульманского богословия, о котором идет речь, предполагает, в том числе, доступность этих фундаментальных знаний для широкого круга реципиентов.

Потому одним из приоритетных проектов Московского исламского института, Духовного управления мусульман РФ, Центра исламских исследований Санкт-Петербургского государственного университета и издательского дома «Медина» на 2021-2022 годы стали книжные серии

الفكر الإسلامي في روسيا: بين النهضة والتجديد

«Исламская мысль в России: возрождение и переосмысление» и

الإصلاح والتجديد

«Возрождение и обновление».

В рамках первой из них сейчас находятся в печати и появятся на свет в самом скором времени 21 книга богослова Мусы Бигиева. Одиннадцать из них – научные переводы на русский язык со староосманского и  арабского языков, еще десять – переводы со староосманского на современный литературный татарский, сопровожденные оригиналом. В печати находятся также 10 трудов муфтия Ризаэтдина Фахретдина. Нами поставлена амбициозная задача перевести к 2022 г все эпистолярное наследие Хусаина Фаизханова, Мусы Бигиева, Ризаэтдина Фахретдина. Затем продолжить собранием сочинений Шихабутдина Марджани и сериями по алимам Кавказа, Крыма, Средней Азии.

Вторая серия – «Аль-Ислах ва-т-тадждид (возрождение и обновление)» – предполагает донесение до русскоязычной аудитории трудов выдающихся мусульманских мыслителей XIX, ХХ и XXI веков. В том числе, к изданию в 2021 г. запланированы произведения мыслителей XIX века: Саида Ахмад-хана, Джамал ад-Дина ал-Афгани, Мухаммада Абдо, Мухаммада Икбала, Касима Амина, Мухаммада Рашида Риды, Ат-Тахара ал-Хаддада. Из богословов ХХ века планируется издавать сочинения Махмуда Шальтута, Мухаммада Аркуна, Фазлур Рахмана Малика, Али Шариати, Нурхолиса Маджида, Фатимы Мернисси, Насра Хамида Абу Зайда и других. Из мусульманских теологов XXI века в рамках серии выйдут труды  Сейида Хоссейна Насра, Тахи Абдуррахмана, Абдулкарима Соруша, Тарика Рамадана, Дамира Мухетдинова и других. Всего в этой серии выйдут книги 31 автора. Число языков, с которых осуществляет научный перевод издательский дом «Медина», достигает двадцати.

Помимо этих работ мы планируем 8-ми томную энциклопедию хадисов, 8-митомную энциклопедию «Ислам в Российской Федерации», 8-ми томную энциклопедию Корана, а также серии книг по фальсафе, каламу, тасаввуфу, фикху, истории. На стадии формирования международный редакционный совет из 30 признанных и авторитетных специалистов.

В доступе к фундаментальному наследию исламских интеллектуалов сегодня нуждаются далеко не только российские мусульмане. Есть большая заинтересованность наших партнеров в приобщении к трудам крупнейших российских мусульманских мыслителей. Сейчас о переводах на иностранные языки трудов Бигиева, Марджани, Фахретдина говорят представители разных европейских и ближневосточных мусульманских сообществ. Данный факт говорит нам о востребованности отечественной богословской школы и шире – цивилизационного опыта российских мусульман, сформированного в уникальных историко-культурных условиях. В очередной раз актуализировать эту уникальность в сознании уммы нашей страны и всего остального мусульманского мира, а сейчас это важно, как никогда,  призвано, в том числе празднование в 2021-2022 году 1100-летия официального принятия ислама народами Волжской Булгарии. Этот акт добровольного выбора оказал существенное влияние на создание будущего духовного пространства России, становление особых межрелигиозных отношений на ее территории. Так, события более чем тысячелетней давности оказывают существенное влияние на культурное и интеллектуальное наследие, которое мы имеем сегодня. И международное сообщество признаёт это наследие, недаром XVIII Международный мусульманский форум пройдет, ин ша Аллах, в 2022 году в России и будет приурочен к обозначенной юбилейной дате.

Возвращаясь к внутрироссийской повестке, мы в настоящее время реализуем и задачи создания комплекса учебных пособий и хрестоматий для медресе и колледжей, бакалавриата и магистратуры, переиздания трудов отечественных востоковедов, тюркологов и исламоведов, формирование электронной библиотеки для учащихся исламских образовательных учреждений. Большое значение придается оцифровке рукописей и книг и электронному их изданию на общедоступном сайте manuscripta islamica.

Сегодня в активе ИД «Медина» около двух тысяч единиц интеллектуального продукта в лице его книг, периодических изданий, сайтов, профилей в социальный сетях, проекта «Медина ТВ». Не ошибусь, если скажу, что практически вся деятельность и других направлена на достижение той самой стратегической цели воссоздания отечественной богословской школы, которая обеспечит достойное место российских мусульман и во внутрироссийском интеллектуальном дискурсе, и на мировой арене.

25 декабря 2020 г.

 

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.