закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


16 июня 2021 17:22    

О ВОЗМОЖНОСТЯХ СОВРЕМЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МАТУРИДИЗМА

Выступление первого заместителя председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации, ректора Московского исламского института, директора Центра исламских исследований СПбГУ доктора теологии Дамира Мухетдинова на научно-практическом онлайн-симпозиуме «Учение матуридизма и современность», организованном Международной исламской академией Узбекистана 16 июня 2021 года: 

 

بسم الله الرحمن الرحيم

Эпоним матуридитского калама, Абу Мансур ал-Матуриди (رحمه الله), важен для нас сегодня не только потому, что он жил в Самарканде – одном из древнейших городов мира, который был (ни много ни мало) связующим звеном между Китаем и Европой, культурным центром и столицей империи Тамерлана и который и сегодня остается драгоценным камнем в сокровищнице всемирного культурного наследия, а Самарканд географически относится к тому, что условно именуют «постсоветским пространством». Дело отнюдь не в этом. Матуридизм и калам вообще для нас интересен в первую очередь в связи с вопросом о соотношении веры и разума, вопросом о свободе воли и в связи с возможностью помыслить Бога как таковой. Имам ал-Матуриди выстраивает свою доказательную базу на основе рационализма, говоря о Божественной Мудрости, что Сам Бог действует согласно мудрости. Это дает нам почву для утверждения того, что вера не может противоречить науке. И что особенно актуально в наши дни, болезнь такфира, Определение матуридитами соотношения веры и деяний; что для эпохи постсоветского атеистического общества, которое еще не успело возродить подлинной дух веры и традиций – особенно актуально, но и в эпоху постмодерна - особенность светского характера государств, разделения веры и деяний дает широкую платформу и базу для плюралистических, толерантных, терпимых отношений к иным.  В то же самое время именно матуридитский калам для нас особенно важен как «срединный» путь суннитской мысли ислама, которая избегала и фатализма ранних ашаритов и вольного собственно теологического умозрения мутазилитов, а также противостояла политическим теориям шиитов. Матуридизм – наследие российских мусульман. Именно на ханафизме в правоведении, и матуридизме в каламе выстраивалась жизнедеятельность наших отцов и матерей, образовательных и духовных центров и школ. Венцом отечественной богословской мысли является комментарий Ш. Марджани (ум. 1889) «Китаб ал-хикма ал-балига» на работу «Ал-Акаид ан-насафиййа» Абу Хафса ан-Насафи (ум. 1142). Следует также помнить, что теологическое учение Абу ал-Муина ан-Насафи (ум. 1114), квинтэссенция мысли матуридизма, послужило ориентиром для дальнейших мутакаллимов классической и постклассической эпох, не утратив своей актуальности и для суннитских богословов сегодняшнего дня. Матуридизм может быть не только понятен современному мусульманину-интеллектуалу, но и использован им в построении религиозно-философских моделей. Матуридизм необходимо рассматривать как изобилующую возможностями перспективу развития исламской мысли. Шамс ад-дин ас-Самарканди (ум. 1310) де-факто легализовал отношения исламского богословия с философией. Не стоит забывать и о том, что ренессанс матуридитоведения неизбежно влечет за собой возрождение интереса к ханафитскому фикху: матуридитские богословы, возводившие традицию своей каламической школы к Абу Ханифе, зачастую представляли и его, Абу Ханифы (асхаб ар-рай), правовую школу, развивали фуру´ ханафитского мазхаба. «Новый матуридизм» не может не способствовать переосмыслению современного состояния фикховой мысли, а значит, качественное изучение матуридитского наследия, введение его в современный дискурс, полезно не только для мусульманина-теолога, но и для мусульманина-правоведа. В соотношении рационализма Абу Ханифы и рационализма Абу Мансура ал-Матуриди мы имеем наисильнейший аргумент для успеха теологической, философской, правовой мысли ислама, оставляя за этими школами первенство и лидерство в умме и это даст перспективу в выстраивании как внутриконфесссиональной, так и межрелигиозной повестки дня на основе разума, мудрости и уместности.

Наш доклад озаглавлен «О возможностях современного исследования матуридизма». Что же мы можем предложить сегодня? Произведем небольшой экскурс в начинания, которые служат реконструкции и развитию матуридизма. В рамках 1100-летия принятия ислама народами Волжской Булгарии муфтий шейх Равиль Гайнутдин (Председатель Духовного управления мусульман РФ) инициировал масштабный международный проект – создание междисциплинарной академии «Байт ал-хикма» («Дом мудрости»). Это большой проект по переводу, комментированию, научному изданию и написанию работ в области исламской мысли. Предложенное нами название является аллюзией на реализованный в первой половине IX в. проект по интеграции античной философской и научной литературы, то есть основной массы существовавшего на тот момент научного знания, в исламскую интеллектуальную традицию. Несмотря на многолетние споры вокруг «ориентализма», сейчас можно констатировать, что востоковедение в целом и исламоведение в частности уже тесно переплетено с традиционным исламским знанием, а ведущими востоковедами нередко оказываются сами мусульмане. Это является залогом того, что именно научное востоковедение — как синтез науки и традиции — способно обеспечить нас максимально точным, компетентным и относительно нейтральным знанием об исламе.

Думаю, было бы нелишним здесь упоминание о том, что мы неизменно учитываем опыт коллег из Международного научно-исследовательского центра имама ал-Матуриди, Института востоковедения РАН, Института философии РАН, Института истории им. Марджани и западных востоковедов (Т. Ибрагима, У. Рудольфа, М. Уотта и других). Мы видим перспективу матуридитоведческих штудий именно в примирении и развитии обеих традиций, — конфессиональной и академической, — в следовании как принципам бережного феноменологического анализа, позволяющего изучаемой школе мысли «свидетельствовать» о собственном наследии, так и основам историко-философского и религиоведческого исследования.

В рамках проекта планируется перевод, комментарий и издание следующих работ:

  1. «Ал-Фикх ал-акбар», «Ал-Алим ва-л-мута'аллим», «Рисала ила Усман ал-Батти», «Ал-Фикх ал-абсат», «Ал-Васыйа» Абу Ханифы;  
  2. «'Акида ал-тахавийа» ат-Тахави;
  3. «Китаб ат-Таухид» Абу Мансура ал-Матуриди;
  4. «Бахр ал-калам фи 'илм-и-т-таухид» Абу ал-Му'ина ан-Насафи;
  5. «Ал-'Ака'ид ан-насафиййа» Наджм ад-дина ан-Насафи;
  6. «Ал-Бидайа фи усул ад-дин» Нур ад-дина ас-Сабуни;
  7. «'Умда 'акида ахл ас-сунна ва-л-джама'а» Абу ал-Бараката ан-Насафи;
  8. «Ас-саха'иф ал-'илахийа» Шамс ад-дина ас-Самарканди;  
  9. «Мулджима ал-муджассима» 'Ала' ад-дина ал-Бухари;
  10. «Шарх ад-'аллама ал-Хайалий 'ала' ан-Нунийа» Хидр бека;
  11. «Ишарат ал-марам мин 'ибарат ал-имам Аби Ханифа ан-Ну'ман фи усул ад-дин» Камал ад-дина ал-Байады.

Также к изданию готовятся ряд учебных пособий муфтия шейха Равиля Гайнутдина, Тауфика Ибрагима, Фариса Нофала и др.

Как мы знаем, ал-Матуриди не ограничивал себя повторением переданных учений в их традиционных формулировках. Он пытался доказать все, чему учил, и выводил новые тезисы из того, что утверждалось ранее. В его учении прослеживается ясно структурированная эпистемология. И сегодня мы должны развивать нашу веру и нашу ученость по методологии, заложенной Абу Ханифой и Абу Мансуром ал-Матуриди, подвергая наши воззрения рациональной инспекции. Ведь действительно, «всем людям, которым дарован разум, дан и таухид во всей его полноте».

 

Использованная литература

  1. Rudolph U. Al-Maturidi and the Development of Sunni Theology in Samarqand. Leiden, 2014. 362 p.
  2. Watt W. The Problem of Al-Māturīdī // Melanges d'Islamologie. Leiden, 1974. P. 264‒269.
  3. Абу Мансур аль-Матуриди. Китаб ат-таухид. Казань: «Издательский дом «Хузур» — «Спокойствие», 2018. 520 с.
  4. Адыгамов Р. К. Учение Абу Мансура ал-Матуриди в Поволжье: история и современность // Ислам в современном мире, 2016. Т. 12. № 4. С. 65‒72.
  5. Гайнутдин Р. Ислам: вероучение, поклонение, нравственность, закон. Москва: ООО «Издательский дом “Медина”», 2020. С. 17‒230.
  6. Ибрагим Т. К. Религиозная философия ислама: калам: учеб. пособие. Казань, 2013. 212 с.
  7. Муминов А. Ранний период в эволюции матуридитского учения // Вестн. КазНУ. Сер. религиоведения. 2015. № 1. С. 83‒94.
  8. Муминов А. Ханафитский мазхаб в истории Центральной Азии. Алматы, 2015. 400 с.
  9. Нофал Ф.О. Философия ан-Насафи как квинтэссенция матуридитского вероучения // Философский журнал, 2016. Т 9. № 1. С. 134‒145.
  10. Шагавиев Д. Татарская богословская мысль XIX ‒ нач. XX вв. и Шихабуддин Марджани. Казань: Хузур, 2018. 240 с.

Дамир Ваисович Мухетдинов,

 профессор, канд. полит. наук, д-р теологии, директор Центра исламских исследований СПбГУ,

первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации,

ректор Московского исламского института

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.