закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


30 сентября 2021 11:47   Ярославская область 

Выступление заместителя председателя ДУМ РФ Рената Ислямова на Парламентском форуме в Ярославле

Выступление заместителя председателя ДУМ РФ по вопросам образования и науки Рената Ислямова на VIII Парламентском форуме «Историко-культурное наследие России» 29-30 сентября 2021 г. в Ярославле:

Находясь сегодня на Ярославской земле, которая по праву гордится древнейшими городскими центрами современной России, мы обсуждаем очень важные вопросы, связанные с нашим общим историко-культурным наследием.

Страницы Отечественной истории наполнены примерами ярких событий, ратных подвигов, которые вершились сообща разными народами в особенности в час, когда Отчизне угрожала опасность. Позволю себе упомянуть о некоторых событиях, связанных с Ярославлем. Именно в Ярославле, столице второго ополчения (здесь находилось земское правительство – Совет всея Земли и чеканилась монета), удалось сформировать боеспособную армию для освобождения Москвы от оккупации интервентами в XVII в. За четыре месяца пребывания в Ярославле (прель - июль 1612 г.) ополчение более чем удвоилось. В него влились в том числе отряды служилых татар — поволжских, касимовских и романовских (ныне земли Романовского удела, которым некогда владели влиятельные ногайские князья, входят в состав Ярославской области). Царевич Араслан (последний царь касимовский) возглавил «сибирскую многую рать» из татар, казаков и стрельцов. Романовские мурзы выставляли на конную службу полностью экипированных профессиональных воинов. До времен Смуты романовский отряд принимал участие в Ливонской войне (1558-1583).

И сам факт существования автономного мусульманского анклава на Ярославщине - одном из центров православия, представляет собой доказательство сложного, симбиозного характера нашего государства, которое исторически складывалось как союз разных религиозных и этнических общностей. Другим образцовым позитивным примером складывания религиозно-государственных отношений является строительство мечети в г. Ярославле в начале XX столетия. Мусульмане Ярославля добились личного разрешения император Николая II на возведение в городе мечети Инициатива принадлежала имаму Зиятдину Сафарову. А во время пребывания в Ярославле муллы Махмуда Юсупова - выходца из Нижегородчины - в 1910 г. здесь появилась деревянная, а в 1914 г. – каменная мечеть. Мечети России, как и столетия назад, так и в наше время, будучи центрами просвещения и воспитания духовности и нравственности, играли и продолжают играть огромную роль в жизни не только мусульманской уммы, но и созидании нашего Отечества. С минбаров мечетей произносились вдохновенные проповеди, призывавшие единоверцев вставать на защиту Родины, например, во время Великой Отечественной войны, мечети были и являются центрами социального служения и сегодня они выполняют важные государственные задачи, в том числе, связанные с адаптацией и социализацией мигрантов в российский социум и его культурно-исторический контекст.

То многообразие в культуре, традициях, религии, национальных особенностях, которыми мы по праву гордимся сегодня, является результатом длительных межкультурных контактов, носивших и мирный характер, и характер столкновений интересов.

Но тем не менее, результатом этих взаимодействий на протяжении многих веков стало появление особого российского культурного кода, являющегося частью нашей самоидентификации, частью нашей исторической памяти.

Для ее сохранения и передачи последующим поколениям важное значение имеют отмечаемые общие памятные даты, как День Победы, День России, День народного единства и т.д. Также и в отношении наших традиционных религий. Если в истории распространения православия в России первостепенное значение имеют Днепровские и Волжские земли, и связанные с ними исторические события, то таковыми для ислама несомненно считаются южные рубежи с древнейшим городом Дербентом, а в дальнейшем и Среднее Поволжье с государством Волжская Булгария. Следует отметить, что Дербент с его историей, насчитывающей не одно тысячилетие, объединяет последователей разных религий - и зороастризма, и иудаизма, и христианства, и ислама в его суннитской и шиитской ветвях, поскольку этот город по праву может считаться Вратами, через которые перечисленные религии появлялись на территории современной России. Этот самый южный город в границах нынешней России служил проводником в северные земли как религиозных систем, так и связанных с ними культурно-мировоззренческих и цивилизационных основ.

И сейчас мы находимся в преддверии празднования важнейшей даты – 1100-летия официального принятия ислама народами Волжской Булгарии, даты, которая будет широко отмечаться на государственном уровне в 2022 г. (напомню, что это была инициатива муфтия Гайнутдина, озвученная им в ноябре 2020 года и поддержанная Президентом РФ). Значение данного юбилея в контексте темы нашей секции состоит в том, что ислам закрепился в Поволжье по свободному выбору народов и оттуда распространялся сугубо мирным путём, что и определяет характер традиций ислама на нашей российской земле. И основополагающей частью этих традиций несомненно является соработничество с традиционными для России религиями и государством. В этом отношении для развития современного межрелигиозного дискурса, для развития взаимопонимания и взаимного познания основ религиозных традиций друг друга ДУМ РФ считает необходимым формирование теоретической составляющей. Об этом мы также писали в наших рекомендациях по подготовке предстоящей Всемирной конференции по межкультурному и межрелигиозному диалогу. Такой теоретической базой, в частности, может стать книжная серия «Межрелигиозный диалог», направленная на поиск точек соприкосновения между мировыми и авраамическими религиями.

В декабре 2020 года была издана первая книга серии - энциклика Папы Франциска Fratelli tutti «Все братья», посвященная всеобщему братству и социальной дружбе. Необходимо отметить, что этот документ стал продолжением «Декларации о человеческом братстве ради мира во всём мире и совместной жизни», подписанной в июле 2019 года в Абу-Даби Папой Франциском и верховным имамом «Аль-Азхар» Ахмадом ат-Тайебом, и затрагивает интересы всего человечества. Первая презентация книги состоялась в Москве в марте этого года с участием религиозных деятелей, представителей органов власти, научного сообщества и зарубежного дипломатического корпуса. Примечательно, что это событие было отмечено со стороны понтифика, который прислал приветственное письмо в адрес российских мусульман. Также издание книги вызвало общественный резонанс как в России, так и за рубежом.

Показательным и уникальным опытом взаимодействия религий и государства был намечен в процессе утверждения теологии в качестве научной дисциплины. Особая роль в этом процессе принадлежит несомненно Русской православной церкви, и лично митрополиту Илариону, администрации Президента РФ, председателю Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России Владимиру Филиппову.

Как это происходило в хронологии? В 2015 году появился первый паспорт научной специальности. В 2016 году приказом Министерства был утвержден первый экспертный совет ВАК по теологии. 1 июня 2017 года состоялась первая защита. В 2019 году был утвержден новый паспорт специальности 26.00.01 «Теология» с учетом направлений православной, исламской и иудейской теологии. Итогом стали защиты первых докторских диссертаций по православной и исламской теологии – в 2019 и 2020 годах соответственно. Мусульмане России гордятся и первой защищенной докторской диссертации по исламской теологии ректором МИИ Дамиром-хазратом Мухетдином. И это диссертация очередной серьезный шаг на пути к возрождению отечественной богословской школы ислама и сближению ее с академической светской наукой.

В завершении своего выступления еще раз отмечу уникальность России. Редко кто из стран могла бы похвастаться столь длительной и глубокой историей межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, что дает России преимущества в глобальном процессе межрелигиозного диалога, в том числе в научном и интеллектуальном его измерении. И в преддверии Всемирной конференции по межкультурному и межрелигиозному диалогу мы призываем уделить этому особое внимание.

30 сентября 2021 г.

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.