закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


17 ноября 2021 11:11   Владимирская область 

Доклад «Материнство в XXI веке как миссия, служение и вызов» на V Чтениях им. Мухлисы Буби

Доклад «Материнство в XXI веке как миссия, служение и вызов» руководителя пресс-службы ДУМ РФ Диляры Ахметовой на V Чтениях им. Мухлисы Буби:

 

Уважаемые участники и гости V «Чтений им. Мухлисы Буби»!

Дорогие братья и сестры!

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху – мир Вам , милость Всевышнего Аллаха и Его благословение!

Ежегодная научно-практическая конференция «Чтения им. Мухлисы Буби» проводится Духовным управлением мусульман Российской Федерации с 2017 года, таким образом, наши чтения подошли к первой юбилейной отметке. В разные годы в фокусе наших обсуждений были многие темы, касающиеся женского вопроса – роль женщины в гуманизации общества, педагогическая деятельность мусульманок, мусульманки и психология. В 2020 г. в разгар первой волны пандемии наше собрание было проведено онлайн, но посвящалось гуманитарной, благотворительной работе.

Тема нашего собрания сегодня: «Материнство в XXI веке как миссия, служение и вызов». Готовясь к проведению V Чтений имени Мухлисы Буби, мы обратили внимание, что в современной общественной дискуссии, культурном процессе, художественной литературе практически отсутствует образ матери – в современном, актуальном его прочтении.

Думаю, нашей сегодняшней аудитории нет необходимости напоминать, насколько основополагающим для культур авраамических религий является образ матери, вмещающий в себя понятия любви, благочестия, доброты, прощения, жертвенности. Это образ праведной Хаджар – Агарь, согласно мусульманской священной истории она оббежала семь раз вокруг холмов Сафа и Марва в поисках источника воды для своего новорожденного сына Исмаила, после того как ее муж –  пророк Ибрахим (мир ему) по велению Господа отправил ее в пустыню. Вернувшись в отчаянии к месту, где она оставила своего младенца, Хаджар увидела, что именно в том месте забил источник воды. Вокруг этого источника впоследствии ее супруг Ибрахим – Авраам и сын Исмаил возвели Дом Всевышнего – Каабу, как место средоточия человеческого устремления к своему Создателю.

Другой такой образ – это Марьям – Мария, целомудренная, праведная и набожная мать пророка Исы (мир ему) – Иисуса. 19-ая сура Благородного Корана названа именем Марьям, а в 32-м стихе от лица самого Иисуса говорится:

«Он сделал меня почтительным к моей матери и не сделал меня надменным и несчастным» 

(Бл.Коран, 19:32)

Для человека современной городской культуры образ родителей как кормильцев, как источника жизненного опыта и знаний перестает быть актуальным. Культурная дистанция между современным поколением 30-40-летних и их родителями, вероятно, огромна как никогда ранее в истории человечества. Мы – среднее поколение, понимаем, что жизненные и карьерные стратегии, к которым мы прибегаем, будут нерелевантны времени через считанное количество лет, они весьма условно будут полезны поколению наших детей.

Подростки и молодежь XXI века живут в мире алгоритмов соцмедиа, искусственного интеллекта и метавселенных. В мире, где происходит взаимопроникновение реального и медийного, трансформируются институты и алгоритмы социализации, пересматриваются критерии состоятельности личности. Опыт и знания старших поколений, хотя и нужны, но не имеют решающего влияния на принимаемые молодыми решения.

Да и поколение родителей находится в смятении, поскольку понимают, что принципы и постулаты, перенятые ими от своих родителей, в условиях XXI века просто не работают. Механизмы защиты сознания и психики детей от негативного влияния информационной среды нам никто не объяснял. Некому и подсказать, каким образом выстроить образовательную траекторию своего ребенка с учетом вызовов времени. Нижний возрастной порог таких явлений как детский и подростковый суицид, жестокие преступления, чинимые несовершеннолетними, год от года снижается. Этот порог, мы, наверное, и можем считать за ту черту, после которой связь современных детей с их родителями рвется, разрушается. Положа руку на сердце, мы понимаем, что ни наш жизненный опыт, ни знания, ни даже физическое обеспечение быта не являются гарантией того, что детско-родительская связь будет целой и крепкой.

Огромной ошибкой было бы свести разговор к осуждению «всеобщего падения нравов молодежи», ведь современные дети живут в том мире и в той реальности, которую сформировали взрослые. Не меньшей ошибкой была бы стратегия всеобщего контроля, запретов и недоверия.

После того, как в мае нынешнего года произошла страшная трагедия с расстрелом учеников гимназии, и в течение последующих нескольких месяцев повторилась, меня неприятно удивил следующий факт: о причинах, следствиях произошедшего страшного преступления высказались многие –  психологи, педагоги, правоохранители, специалисты по безопасности и чрезвычайным ситуациям, в том числе и религиозные деятели. Но был ли в нашем обществе слышен голос матерей и отцов как общественного института? Практически нет. Мы много обсуждали какие запретительные меры принять, где и какую охрану предусмотреть, выявить, предотвратить, профилактировать. Все это очень нужно. Но, к сожалению, из поля зрения заинтересованного разговора совершенно выпал очень важный вопрос: как родителям в XXI веке сохранять живую душевную связь со своими детьми?

И вот из этой точки душевного смятения, растерянности, мы – верующие люди, снова обращаемся к образам и смыслам традиционной культуры. А в ней родители, в особенности мать – это символ безусловной любви, жертвенности, сострадания, прощения. Только любовь и доброта, в конечном счете, связывают людей незримыми для социальных и демографических критериев нитями. Любовь, доброта и нравственность остаются нашим – родительским  главным ресурсом в воспитании новых поколений.

И поскольку наша конференция является преимущественно женской конференцией,  несколько слов необходимо сказать и в отношении дискуссий, идущих в религиозном сообществе по женской проблематике. Если мы посмотрим на авраамическую традицию, то увидим, что в ней, безусловно, мужчина – актор истории, основное его действующее лицо. Но когда мы вглядываемся в ветхозаветные сюжеты, то видим, что автором этого действа под названием история человека, т.е. Всевышним Творцом, предусмотрен персонаж, который редко появляется на исторической сцене как главный герой, но без него общий ход истории не обходится. Не мыслима победа Мусы – Моисея без роли праведной жены Фараона Асии, не мыслима миссия пророка единобожия Ибрахима без его жен. Речь не идет о том, что женская роль является непременным условием мужской победы, но мы говорим о том, что величайшие победы и смыслообразующие события в истории человека совершаются по взаимному, общему устремлению и намерению мужчины и женщины, но практически, деятельно, воплощаются мужчиной. Единство целей мужа и жены основано на их вере и общей устремленности к достижению довольства Творца. На целостность союза мужчины и женщины указывает и аят:

«Мы сотворили вас парами»

(Бл.Коран, 78:8)

Ключом к пониманию роли и меры ответственности женщины в судьбе рода человеческого снова является роль женщины как матери. Может ли слабая, уязвленная социально и психологически мать взрастить умное, сильное, самодостаточное потомство? Об этом следует подумать, рассуждая об образе и статусе современной женщины, в особенности женщины-мусульманки. На мой взгляд, умма чрезвычайно заинтересована в том, чтобы ее матери, сестры, жены, дочери были высоко образованны, уважаемы и почитаемы. В этом высоком положении женщины мы видим и залог сохранения традиционных ценностей семьи и брака, ибо как мужчины, так и женщины ищут в браке уважения, заботы и определенного статуса. Без них семья рушится как фактически, так и символически.

Наши российские мусульманские богословы и мыслители придавали особое значение женскому вопросу в контексте общественного, интеллектуального и нравственного, умственного развития уммы. Муса Бигиев, одним из первых посвятивший богословский труд именно женскому вопросу, Ризаэтдин Фахретдин, подготовивший несколько научных работ по женской тематике, в том числе и труд «Машхур хатыннар», Габдулла Буби, автор цикла программных статей по женскому вопросу – все они были убеждены, что без уважения к правам и достоинству женщин, без их образования и личностной состоятельности, невозможно развитие мусульманской уммы как таковой.

Наша конференция носит имя педагога и просветительницы Мухлисы абыстай Буби. Она воспитала детей – родного и приемного, а также воспитала сотни учениц. Она вошла в историю как первая женщина-казыя и много лет жизни посвятила разрешению семейных вопросов в среде российских мусульман, неустанно принимая женщин со всех концов страны, выступая со статьями в мусульманской прессе. Личность Мухлисы Буби является ориентиром и для современных мусульманок: в том, насколько она была предана своей религии, своей нации и семье, как много сделала для утверждения института брака, в котором оба супруга и дети занимают достойное положение, с каким невероятным мужеством перенесла она испытания, выпавшие на ее долю. Через всю свою жизнь пронесла Мухлиса Буби простую истину: главный пьедестал женщины – в семье, но это пьедестал такой значимости, перед которым склоняются даже самые сильные и непобедимые правители.

Благодарю за внимание!

17 ноября 2021 г., г.Владимир

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.