закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

RSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


15 декабря 2021 14:58    

Доктор Шауки Аллям: нельзя довольствоваться экологической проповедью без научной и методологической основы

Выступление доктора Шауки Алляма, верховного муфтия Арабской Республики Египет, на XVII Международном мусульманском форуме «От экологической проповеди к экологическому мышлению: поиск оптимального способа говорения»:

Слава Аллаху, мир и благословение нашему господину посланнику Аллаха, его семейству, сподвижниками и последователям

 

Позвольте, прежде всего, выразить искреннюю благодарность и признательность муфтию шейху Равилю Гайнутдину, председателю Духовного управления мусульман РФ, за любезное приглашение принять участие в вашем уважаемом форуме, созыв которого приходится на период возникновения острой нужды в повседневных усилиях, направленных на сохранение окружающей среды и развитие ее ресурсов во исполнение ниспосланных нам повелений осуществлять созидание и творить добро.  

 

Уважаемые участники!

Идее экологического мышления, как известно, предшествовало осознание наличия экологических проблем, которое опиралось на приобретение точного и реалистичного знания, вытекающего из познания себя и тех изменений, которые происходят в окружающем человека мире. Сознание же в этом смысле является общей категорией изначально присущей религии ислама. Дело в том, что в основе сознания в широком смысле этого понятия лежит исламский шариат. Ведь именно он разъясняет истинную сущность человека, окружающей его вселенной и его связь с ней. Экологическое же сознание несомненно явилось одним из базовых моментов того всеохватывающего сознания, которому посвящена религия ислама.  

В рамках экологического сознания исламский подход к проблемам окружающей среды не ограничивался одними лишь проповедями и увещеваниями. Он выстроил в рамках мусульманского права передовую теорию, касающуюся охраны окружающей среды и тех благ, которые человек обрел у данной в его распоряжение вселенной. Более того, исламский шариат вступил на путь, идущий параллельно развитию экологического мышления, а именно на путь устойчивого развития окружающей среды и ее ресурсов. В основе этого подхода лежит несколько моментов, определяющих развитие у человека понимания и осознания своего предназначения, своего внутреннего «я» и среды своего обитания.

Одним из таких базовых моментов является то, что в святом мусульманском праве – шариате глубоко укоренился принцип ответственности человека. Как сказал Всевышний: «Вот твой Господь сказал ангелам: “Я создам наместника на земле”. Они ответили: “Неужели Ты поставишь здесь того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь? Ведь мы восхваляем Тебя и славим Твое святое (имя)?” (2:30). Именно роль человека как наместника Аллаха на земле стала в контексте мусульманской мысли одной из опор экологического сознания, ибо на человека была возложена ответственность за окружающую среду, за окружающий его мир. Человек является главным потребителем природных благ, а потому несет ответственность за решение возникающих проблем с тем, чтобы приумножить выгоды от использования этих благ и разделить эти дары по справедливости между всеми людьми.

Взгляд ислама на окружающую среду в рамках экологического мышления проникнут ценностями ее сохранения и развития. Ислам выработал эти ценности и напрямую связал их с собственной системой права, назвав устранение тягот пути благодеянием [садака], а спасение человеком животного прямым основанием для вступления в рай, как бы тот ни был отягощен прежними грехами. Пророк, мир ему, сказал: «Однажды, когда собака, почти умиравшая от жажды, кружила вокруг колодца, её увидела блудница из числа блудниц бану Исраиль. Она сняла башмак, зачерпнула воды и напоила собаку, и Аллах простил ей за это [грехи]».

Помимо этого, шариат побуждает верующего наращивать блага, которыми богата эта среда с тем, чтобы обеспечить их дальнейшее наличие и возможность ими пользоваться впредь. Пророк, мир ему, сказал: «(Если) какой-нибудь мусульманин посадит дерево или посеет что-нибудь, а затем птица, человек или животное съест (что-то из посеянного или посаженного им), это непременно (зачтётся) ему как садака». Он, мир ему, побуждал людей осваивать и обживать пустыню, отнеся это к категории «оживления мертвых» со словами: «Кто оживит мертвую землю, станет ее владельцем». Тем более, когда это отвечает организационной деятельности, которую осуществляет государство на основании правовых норм и законов.  

Отсюда необходимо, чтобы экологическое мышление заняло свое достойное место в качестве одного из механизмов, предназначенных для использования различными религиозными организациями, которым не следует ограничиваться одними лишь проповедями и увещеваниями.

Не вызывает сомнения, что проповедь, вообще, и религиозная проповедь, в особенности, позитивно влияют на развитие сознания и укрепление культурных и ценностных основ, но несомненно также и то, что такого рода проповедь будет более эффективной, если экологическое мышление станет одним базовых элементов религиозных наставлений. Это относится к различным аспектам религиозной жизни: проповедническим, законодательным, а также связанным с жизнью и созидательной деятельностью человека. Экологическое мышление должно стать одним из базовых элементов религии ислама, служащих ориентиром для выбора религиозно-правовых подходов к выработке мнений, более других учитывающих проблемы окружающей среды при вынесении юридических заключений и их дальнейшем распространении.  

В мусульманской мысли имеется чрезвычайно богатый и многосторонний раздел, касающийся непосредственно вопросов окружающей среды. Более того, мусульманскими мыслителями была разработана целостная теория взаимосвязи между человеком со всеми побудительными мотивами его поведения и дарованными ему природными богатствами. Эта теория содержит в себе целостную программу и четкие вехи, определяющие эту взаимосвязь, и не только вехи, но и все, что связано с правом, относящимся к охране этой среды. Не будет преувеличением сказать, что проблема охраны окружающей среды, занимает ведущее место среди важнейших положений мусульманского права и представляет собой один из основных принципов шариата.

Что же касается охраны вакуфного имущества и его развития, то необходимо, чтобы экологическое мышление заняло и здесь должное место, что требует разработки способов, методов и механизмов его практического применения.

С точки зрения пропагандистской деятельности необходимо, чтобы в глобальных усилиях по борьбе с экологическими проблемами и климатическими изменениями нашлось место религиозной проповеди и просветительской работе. Необходимо избавиться от оков, порождающих столкновение между постоянно повторяемыми религиозными текстами и их духовными смыслами, с одной стороны, и практикой повседневной жизни, которой вынужден следовать человек, с другой стороны. Тем более, что любые действия человека всегда так или иначе связаны с окружающей его средой, на которую он неизбежно влияет и подвергается ее воздействию в каждый момент своей жизни.

Для этой цели необходимо, во-первых, изучить эти оковы, чтобы проповедь из простого увещевания, не поднимающегося до уровня решений проблемы, превратилась в многогранный инструмент, опирающийся, в частности, на четкое обозначение границ экологического сознания и эффективно сочетающий духовный и рациональный подходы. 

Наиболее заметной проблемой в этой связи, является, пожалуй, необходимость гарантии того, чтобы проповедь достигала поставленной цели, используя для этого соответствующую лексику при изложении экологической тематики и описании современных проблем окружающей среды, а не ограничивалась лишь религиозной лексикой, далекой от современной терминологии и фактов действительности. Необходимо также, чтобы в экологическом дискурсе превалировал язык логики с использованием цифрового и фактического научного материала, от которого можно было бы отталкиваться в деле экологического просвещения с учетом нынешнего положения вещей, а затем уже связывать его с положениями и целями шариата. Здесь можно было бы задействовать духовные начала и нравственные стимулы, применимые в рамках общего подхода к выдвигаемой проблеме, чтобы придать более серьезный характер ее практическому решению.

Религиозная проповедь, посвященная вопросам экологии, должна уходить от рассмотрения вопросов, которые, были неверно поняты, стали исходной точкой для ошибочных представлений или пренебрежительного и легкомысленного подхода к вопросам экологии. Одним из первых в ряду таких вопросов стоит вопрос «эксплуатации» природы в том смысле, что все в этом мире поставлено на службу человеку и предназначено удовлетворять его желания. Перегиб в толковании этого понятия ведет к очевидному расточительному отношению человека к природным ресурсам, нерачительному их использованию, пренебрежению им своими обязанностями при неумении увидеть грань, отделяющую пользование плодами такой «эксплуатации» от причинения вреда природе в результате применения ошибочных методов.

Одной из проблем экологического дискурса является то, что он приобрел вид закоснелых стереотипных формулировок банально увещевательно толка, которые берут начало в шариатских текстах, где излагаются принципы экологической теории, как ее видит традиционная мусульманская мысль, и выливаются, в конечном счете, в некие проповеди, призывающие сохранять природу, базируясь на упомянутых принципах. Такой дискурс, конечно, выполняет свою роль в распространении шариатского подхода к проблемам окружающей среды и ее охране. Однако чрезмерное погружение в эти стереотипные увещевания, которые повторяются вновь и вновь, не позволяет человеку ощутить свою реальную ответственность, увидеть проблему в ее истинном виде и оценить масштабы происходящего.  

Религиозный дискурс должен, с одной стороны, начать описывать проблему в опоре на данные науки, а с другой стороны, проявлять необходимую гибкость в зависимости от места проповеди и ее целевой аудитории.

Преодоление указанных недостатков позволит поднять экологическую проповедь до уровня экологического мышления, что, по нашему мнению, будет способствовать достижению экологической устойчивости, а также гармонизации индивидуальных усилий с местной, региональной и международной экологической политикой.

 

Уважаемые братья!

Достижение экологической устойчивости – дело немаловажное и требует активизации усилий на всех уровнях. Нельзя довольствоваться лишь проповедями в пользу защиты окружающей среды, не имеющими признаков экологического мышления. В не меньшей степени нам нужна увязка экологических задач с целями социального развития и разговор о ней с демонстрацией степени влияния экологических угроз и климатических изменений и т.п. на уровень безработицы, миграцию трудовых ресурсов, индивидуальные доходы и размеры национального продукта. Следует также добиваться тесной увязки национальной политики с политикой региональной и международной, между индивидуальными усилиями и деятельностью всего общества. Все это поможет правительствам и различным организациям в разработке программ и планов обеспечения экологической устойчивости, тогда этот дискурс сможет оказать воздействие на реформистскую политику, в которой наш мир нуждается сегодня больше, чем когда бы то ни было ранее.

В заключение хочу сказать: проблема экологического сознания должна занять свое достойное место в качестве одного из вызовов, стоящим перед религиозными, общественными и педагогическими институтами в области их просветительской работы. Другие организации должны последовать примеру нашего форума, своевременно приступившего к выполнению своего долга в том, что касается распространения экологического сознания в всех уголках планеты и служения человечеству своим трудом и знанием.

Мир вам, милость и благословение Аллаха.

15 декабря 2021 г.

Система Orphus
ИТОГИ
Интерактивная карта ислама в России

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2022 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна