Дамир Мухетдинов: В битве на Калке родилась Россия
Сегодня отмечается 800-летие битвы на Калке. Это событие кардинально изменило историю Государства Российского, до сего дня мы продолжаем развиваться по заложенной тогда нашими предками колее. Причем наши, как выясняется, были с обеих сторон.
Первый экзамен славяно-тюркского союза
31 мая 1223-го знаменитое сражение на территории современной Донецкой области заканчивается полной победой монгольского корпуса, действовавшего в рамках похода Джэбэ и Субэдэя, над русско-половецким войском.
Русские княжества и половцы (кипчаки) к тому времени составляли единый военно-политический блок. Это были отношения чем-то вроде Союзного государства РФ и Беларуси. Да, иногда все шло непросто, что естественно для того далекого времени. Но и сейчас среди союзников бывают трения, порой даже серьезные.
Знаменитая фраза из речи адвоката XIX века Федора Плевако о том, что «печенеги терзали ее [Россию] и половцы» - не более чем фигура речи, не выдерживающая научной критики.
Половцы участвовали во внутриполитической борьбе, которую все знают по главе учебника истории «Феодальная раздробленность Руси». И наоборот – русские князья активно вмешивались в политические взаимоотношения в Степи.
Многие из них женились на ее дочерях. В «Слове о полку Игореве» упоминаются «красные девы половецкие». Это не просто метафора. С конца XI века до середины XIII-го порядка 10 русских князей породнились с половецкими ханами.
Например, Владимир Мономах женил своего сына, Юрия Долгорукова, основателя Москвы, на половчанке. Его супругой стала неизвестная по имени дочь половецкого хана Аепы, которую в крещении нарекли Анной. Тогда же и отец сам вступил в брак в третий раз, и тоже на неизвестной (но, очевидно, ханского рода) половчанке.
Сын Юрия и Анны Андрей Боголюбский почитается Русской православной церковью как святой. При нем Северо-Восточная Русь в виде Владимиро-Суздальского княжества достигает значительного могущества. Именно оно стало впоследствии основой Московской Руси, а потом и Российской империи. Иными словами, ядром современного Российского государства.
Широко известен и другой пример. Сын героя «Слова о полку Игореве» Владимир был женат на дочери половецкого хана Кончака. Он много лет провел в Степи. Этот брачный союз стал свидетельством политического союза, которому предшествовало множество перипетий, в том числе описанных в легендарном памятнике древнерусской литературы.
Ощущалось и культурное воздействие Руси на Степь. Половецкая знать частично христианизировалась под влиянием соседа.
Таким образом, монголам на Калке противостоял уже тогда начавший складываться тюрко-славянский симбиоз. Но, что самое удивительное, его поражение не разрушило этот союз, а, наоборот, невероятно его усилило.
От Руси и Орды к России
Сегодня мы знаем, что никакого пресловутого «татаро-монгольского ига» с Калки не начиналось. Вообще этот термин ввели польские авторы XV-XVI века в своих геополитических интересах. Сугубо негативную трактовку взаимоотношений Руси с Ордой быстро подхватили в Западной Европе, а уже оттуда она была заимствована отечественными историками – как своего рода карго-культ. В 1937-м «высочайше» термин «татаро-монгольское иго» вписал в школьный учебник лично Сталин.
Большинство серьезных ученых предпочитают говорить о системе политической и даннической зависимости русских княжеств от Сарая. Такие отношения были вообще характерны для эпохи Средневековья.
Ордынское государство, будучи изначально частью азиатской монгольской империи, быстро трансформировалось в евразийском направлении. Жители русских княжеств и половцы-кипчаки через какое-то время после Калки влились в единый, говоря современным языком, конфедеративный организм, типа Евросоюза, которым был ордынский мир. Половцы, помимо татар и других тюркских народов, приняли участие в этногенезе населения южнорусских земель и украинцев. Русские стали еще активнее сближаться с народами Степи. Сами монголы быстро ассимилировались в этом евразийском море.
Такой же путь прошла древняя Булгария, исторический предшественник Татарстана. Сначала она была разгромлена монголами - государственность оказалась утрачена. Однако очень скоро ее жители стали играть в Орде важную роль.
Евразийская ордынская империя (включая находившиеся в ее орбите государства и государственные образования) стала для всех общим домом и защитником. В этом огромном государстве царил невероятный этнический и религиозный плюрализм, культурная и конфессиональная терпимость. С другой стороны, его основой была Яса Чингисхана. Некоторые историки поэтому даже называют Орду правовым государством, т.к. единому закону там подчинялись все, даже хан.
Историки отмечают такую знаковую деталь. В «Задонщине», памятнике древней русской литературы XIV века, рассказывающем о победе над темником и мятежником Мамаем, Северо-Восточную Русь летописец прямо именует «ордой Залесской»: «И метнулся поганый Мамай от своей дружины серым волком и прибежал к Кафе-городу. И молвили ему фряги: «Что же это ты, поганый Мамай, посягаешь на Русскую землю? Ведь побила тебя орда Залесская. А не бывать тебе Батыем царем: у Батыя царя было четыреста тысяч латников, и полонил он всю землю Русскую от востока и до запада. Наказал тогда Бог Русскую землю за ее грехи».
Софоний Рязанец (предположительно автор «Задонщины») и Бату-хана (хана Бытыя) признает царем со священной для его народа воспитательной миссией.
Получается, согласно русской же летописи, на Куликовом поле сошлись два ордынских войска – «залессцы» и «мамаевцы». Получается, Московия тогда четко самоопределялась как, своего рода, автономная, но часть большого ордынского мира.
И не случайно РПЦ чтит как святого Александра Невского. Именно благодаря его провидческому выбору в пользу сближения с Ордой против крестоносного Запада во многом и сохранилось на Руси Православие.
Хранить и преумножать
Золотоордынский период является важной вехой в истории России, с которой в отечественной науке принято связывать не только вассальную зависимость Руси, но и этапы собирания русских земель, становления российской государственности, формирования России как полиэтничного и поликонфессионального государства.
Не зря автор «Истории Государства Российского» Николай Карамзин писал, что «Москва обязана своим величием ханам».
Из всего этого и родилось наше общее великое государство. Оно стало родиной для многих вместе учредивших его славянских, тюркских, финно-угорских, кавказских, монгольских и других народов. В нем мирно уживаются Ислам, Православие, Иудаизм, Буддизм, бережно хранят десятки языков. Именно таким нам его доверили предки. А в основе этой, как говорил классик, «цветущей сложности» лежит славяно-тюркский симбиоз, который рождался тогда, 800 лет назад, в степной сечи на Калке.
Дамир Мухетдинов,
первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации