Принять культуру ислама как часть общероссийского цивилизационного наследия, а не «культуру окраин»
Выступление заместителя председателя ДУМ РФ Равиля Сейфетдинова на круглом столе "Современные средства коммуникации как инструмент развития межрелигиозных отношений и противодействия псевдорелигиозному экстремизму" в Совете Федерации Федерального Собрания РФ 2 июля 2024 года:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Прежде чем перейти к докладу, позвольте передать вам приветствие и пожелания продуктивной работы сегодняшнего круглого стола от председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации муфтия шейха Равиля Гайнутдина.
Первый вопрос, который хотелось бы затронуть, это освещение в СМИ и общественное восприятие терактов 23 июня 2024 года в Дагестане. Эти трагические события весьма ярко показали все болевые точки раскрытия темы ислама в отечественных средствах массовой информации и коммуникации. Во время нападения на церкви и синагоги в Махачкале и Дербенте погиб 21 человек. В массовом сознании отпечаталось: от рук исламистов погиб православный священник и сгорела синагога. Но вы не увидите по телевидению, не прочтёте ни в одной газете, на сайте или блоге о том, что подавляющее большинство погибших – мусульмане и главные жертвы этих чудовищных терактов – среди мусульман. И правоохранители-мусульмане без раздумий, без колебаний жертвуют своими жизнями в схватке с международным терроризмом. Как и везде в мире, главные жертвы псевдорелигиозных террористов – мусульмане.
Напрашивается вывод – тема ислама в российском информационном дискурсе очень маргинализована. Интерес к жизни, ценностям, истории, духовному и культурному наследию этой религии возникает только тогда, когда появляется ярко негативный информационный повод. Правда в том, что весь подобный негативный контент будоражит аудиторию, обеспечивает большие охваты и просмотры СМИ, а, следовательно, положительно отражается на их рейтингах. Мусульманская жизнь в ее обычном позитивном измерении ни производителям контента, ни массовому потребителю глубоко не интересна.
В экспертных комментариях на днях встретил формулировку, данную кавказоведом Сергеем Маркедоновым Дагестану и другим кавказским республикам, – "внутреннее зарубежье". Действительно, образ мусульманина в нашей стране – это образ чужого, от которого массовый потребитель контента стремиться отгородиться, и наш внутренний социологический анализ говорит о том, что среди самих российских мусульман – граждан нашей страны – есть четкое устойчивое убеждение – в средствах массовой информации про мусульман говорят или ничего, или негатив.
Мы при этом четко отдаем себе отчет и в том, что движение это – встречное. В ответ и среди самих российских мусульман явно прослеживается тенденция к культурной, ментальной обособленности, закрытости. Слава Богу, сейчас по телевидению поток пропаганды разнузданности, чуждых нам традиций и вседозволенности поубавился, а были времена, когда наше ТВ представляло собой протяженную по времени и эфирной сетке "голую вечеринку". Те, кто стремится сохранить свою нравственную целомудренность, сторонились и до сих пор по инерции сторонятся полного культурного слияния с общероссийской действительностью. Эти два тренда – культурное и информационное вытеснение и культурно-ментальное обособление – накладываются друг на друга и возникает такая воронка культурной и информационной сегрегации мусульман, преодолеть которую непросто.
По поводу преодоления этой безусловно негативной тенденции можно предложить следующее. В российском общественно-политическом и этнокультурном дискурсе ярко проявлена позиция по локализации мусульманской культуры. Все знают, что ислам – это локальное явление, это религия национальных окраин –северокавказских и поволжских республик. Культурное проявление ислама в пределах республик – это норма и по-своему притягательная экзотика, а культурное проявление ислама во всех других частях России – аномалия или культурное исключение. Работают мечети в Чечне, Татарстане, Башкортостане, с каждым годом их строится и открывается все больше – и там с мечетями проблем нет, хотя вокруг много мусульман. Но стоит завести речь об открытии мечети в Москве или любом другом городе и регионе – сразу слышны устрашающие прогнозы о резком увеличении числа мусульман, угрозах распространения экстремизма, раздаются довольно настойчивые призывы "строить у себя" и даже "жить у себя, возвращаться к себе на Родину".
Однако историческая правда заключается в том, что в Москве, например, стоят мечети и звучит призыв муэдзина к молитве беспрерывно уже шесть веков. И в царское время мечети строились по разрешению или даже под прямым покровительством православных государей. Протяженность и проникновение исламской культуры в России – всеобъемлющая, а кто сомневается в этом, могу только порекомендовать перечитать цикл «Подражания Корану» А.С. Пушкина. И в качестве государственной религии ислам утвердился на современной российской земле на 66 лет раньше, чем православное христианство. Об этом даже упомянул его святейшество Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, обращаясь с приветствием к участникам Группы стратегического видения «Россия - Исламский мир» в мае текущего года.
Принятие и включение культуры ислама в общероссийский цивилизационный контекст не как локального феномена, а как фактора всеобъемлющего характера – это важнейшее и ключевое условие воспитания гражданской идентичности у современных российских мусульман. Со своей стороны, мы, как Духовное управление мусульман Российской Федерации, вместе с Московским исламским институтом и издательским домом «Медина», в сотрудничестве с Институтом востоковедения РАН, МГУ, СПбГУ готовы проработать научное, интеллектуальное обеспечение этого процесса. И многое в этом направлении уже сделано. Сегодня объективно востребована и отдельная телепрограмма на федеральном ТВ о культуре и мусульманских народах, об истории ислама в российском государстве. С 2002 по 2015 годы на телеканале «Россия 1» выходила передача «Мусульмане» – культурно-познавательный проект, нацеленный на самую широкую аудиторию вне зависимости от вероисповедания и полюбившаяся миллионам телезрителей. С момента закрытия этой передачи подобных проектов, посвящённых традиционной для России религии ислама, на нашем телевидении больше не существует. К сожалению, на сегодняшний день можно констатировать практически полное отсутствие познавательных и просветительских передач на федеральных телеканалах, а из религиозных проектов функционирует лишь небольшое количество православных программ и каналов. Предлагаю вам, уважаемые участники круглого стола, при подготовке Резолюции учесть вопрос о восстановлении телепередачи «Мусульмане» на одном из федеральных телеканалов.
Мы в Московском исламском институте воспитываем молодежь таким образом, чтобы в их сознании не было барьера и разрыва между верой и научным, рациональным пониманием окружающей действительности, чтобы в них выработалась личная мотивация включаться в жизнь всего российского общества, быть созидательной его частью. В таком же духе нужно воспитывать и всю мусульманскую молодежь в России.
Еще один важный аспект – присутствие в медийной среде свидетельств межрелигиозного диалога и сотрудничества религиозных лидеров. Я был свидетелем памятного момента, когда наш духовны лидер, глава ДУМ РФ муфтий Гайнутдин вручал патриарху Кириллу высшую награду российских мусульман орден «Аль-Фахр», а православный предстоятель, в свою очередь, отметил, что он лично и все российское общество рассчитывает на мусульманских духовных лидеров в деле воспитания и социализации мигрантов-мусульман.
Также можно вспомнить выпуск программы православного блогера, построенный в форме диалога православного священнослужителя и доктора исламской теологии Дамира Мухетдинова. Беседа была записана в Московской Соборной мечети и собрала свыше 1 миллиона 700 тысяч просмотров только на одной видеоплатформе. Значит интерес к такого рода интеллектуальному материалу существует. Есть потребность нашего общества в диалоге, в том числе в медиасреде, религиозных деятелей.
Духовное управление мусульман Российской Федерации объединяет представителей более чем сорока национальностей, исповедующих ислам. За долгие годы работы мы накопили колоссальный опыт по выстраиванию дружеских отношений между различными народами, научились соединять разных по своему менталитету людей в единую общность. Сегодня нам помогает в этом и проповедь в мечетях, осуществляемая на русском языке, и современные средства коммуникации. Наши аккаунты в социальных сетях транслируют общечеловеческие идеи миролюбия, добра и уважительного отношения к окружающим.
Многое с нашей стороны делается для укрепления доброго сотрудничества с представителями других религиозных убеждений. Здесь мы также прибегаем к распространению информации на бумажных носителях, которые в наш век Интернета всё ещё не потеряли своей актуальности. Так, издаваемая нами книжная серия «Межрелигиозный диалог» является одной из немногих попыток на серьёзном научном уровне собрать и систематизировать тот уникальный исторический опыт, который накопили религии мира за тысячи лет своих взаимоотношений. Журнал «Минарет ислама» также является уникальным изданием, объединяя под своей обложкой призывы самых разных людей к единой цели – нести народам высокие идеалы мира и взаимопомощи. Однако тираж названных печатных изданий, выпуск которых мы осуществляем на собственные средства, ничтожен и не в состоянии охватить даже малый процент российских читателей. Справедливости ради стоит отметить, что часть нашей печатной продукции финансируется «Фондом поддержки исламской культуры, науки и образования», который функционирует при содействии Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике. Однако Фонду несколько раз сокращали бюджет, что, соответственно, сказывается и на объёме выпускаемой продукции. Без дополнительного финансирования и помощи со стороны государства наши скромные ресурсы не позволяют рассчитывать на расширение аудитории. Как следствие подавляющее большинство читающих людей не просто лишены возможности узнавать новости о позитивных тенденциях в общении представителей разных культур и религий, но даже не подозревают о существовании такого диалога. Публикации же в Интернет-пространстве, за редким исключением, как мы показали выше, теряются среди заголовков, нацеленных на разжигание межнациональной розни.
2 июля 2024 года, Москва