закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


22 сентября 2024 11:34    

Особенности формирования правовой системы исламских финансов в России

Выступление заместителя председателя ДУМ РФ Равиля Сейфетдинова на XVII Международной теологической научно-образовательной конференции «Чтения имени Галимджана Баруди» 19 сентября 2024 г.: 

Особенности формирования правовой системы исламских финансов в России

Говоря об фундаментальных особенностях Исламской финансовой системы стоит отметить, что она имеет четкую социальную направленность с приоритетом морально-этических принципов.

Регулирование товарно-денежных отношений строится на основе шариата, где под запретом является ссудный процент, запрещается бессмысленный, неоправданный риск, когда невозможно с наибольшей вероятностью просчитать потери.

Поэтому под запретом проведение операций купли-продажи товара, которого нет в наличии, и производство которого планируется в будущем; купля-продажа ценных бумаг без раскрытия реального актива, который служит содержимым ценных бумаг; купля-продажа товара без исчерпывающей спецификации; сделки без указания точной цены; сделки с указанием неконкретных сроков исполнения договоренностей и т.д.

Всё эти запреты сводят к минимуму спекулятивные операций.

Деньги в Исламской модели банковской системы рассматриваются как служебный, технический инструмент и они не могут являться предметом купли-продажи, банковская деятельность ориентирована на концепцию хозяйствования, когда на первый план выходит не денежное содержание договора, а его натуральный характер.

Имплементации исламских финансовых институтов в существующее законодательство не возможна без выявления юридических коллизий и пробелов. Необходимо идти путем точечных изменений в различных законодательных актах.

В классическом банкинге исламские финансы сталкиваются с существующим обязательством условия платности займа. Что противоречит нормам шариата.

Одной из особенностей исламской финансовой модели — это мультитранзакционность.

Когда классический банковский продукт подразумевает одну транзакцию ( к примеру, предоставление денежных средств), при использовании модели партнерского финансирования договор купли-продажи предполагает нескольких транзакций: приобретение банком и последующую продажу товара клиенту. В связи с этим законодательство потребовало  внесение нормы для кредитных и некредитных финансовых организаций, где снимаются запреты на совершение операций финансирования путем купли-продажи товаров на условиях рассрочки оплаты товаров с взиманием вознаграждения за предоставление такой рассрочки.

Закон шариата также требует, чтобы все частные лица, предприятия и корпорации были связаны договорами, которые они заключают. Каждая сторона контракта имеет предписанное шариатом обязательство исполнить его. В светских государствах обязательства такого характера заменяются правовыми и обеспечиваются мерами государственного финансового контроля.

Для создания достаточной правовой базы партнерского банкинга в России необходимо использовать весь правовой инструментарий правоотношений с учетом мирового опыта. В начальном этапе имплементации инструментов партнерского (исламского) банкинга в экономику страны достаточно внесения точечных изменений в законодательство, устраняющих наиболее существенные препятствия к развитию исламской экономики. Впоследствии, когда развитие партнерского банкинга продемонстрирует свою эффективность для российской экономики, в целях привлечения зарубежного финансирования, необходимо более глубокое изменение законодательства. Кроме того, для российских банков, незнакомых с правовыми особенностями функционирования инструментов партнерского банкинга, необходимо разработать стандарты партнерского банкинга и связанных с ним услуг, стандартных форм договоров и методических рекомендаций по предоставлению услуг в сфере партнерского банкинга.

Стоит отметить что текущее законодательство не применяет терминологию, присущую исламской банковской модели, данный подход позволяет включить согласующиеся с принципами шариата институты в национальную правовую систему.

На этом я свой доклад хочу окончить. Благодарю за внимание.

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.