закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


6 июня 2012 17:02    

Выступление Абдулбари Муслимова на научно-практическом семинаре «Рухи мирас» в Нижнем Новгороде

Заместитель председателя ДУМНО по учебно-воспитательной работе Абдулбари Муслимов
Заместитель председателя ДУМНО по учебно-воспитательной работе Абдулбари Муслимов

Текст доклада заместителя председателя Духовного управления мусульман Нижегородской области Абдулбари Муслимова на VIII научно-практическом семинаре «Рухи мирас» 6 июня 2012 года в Нижнем Новгороде:

«Мы живем в то время, когда с каждым днем возникают все новые технологии, новые устройства, новые компьютерные программы и игры, новые гаджеты. Наши дети хватаются за все новые высокотехнологичные игрушки. В школе в ходе бесконечных трансформаций образования появляются новые предметы. Все это замечательно. О теле и о мозгах подумали, только как же о душе? Люди всегда стремились передать своим детям не только определенный набор знаний, но и определенный моральный кодекс, определенную модель нравственности, то, что во всем мусульманском мире называется словом «адаб». Ребенка должны были научить тому, что есть добро и что есть зло, что есть справедливость и несправедливость. В качестве образцов для поведения в досоветский период выставлялись пророки и правители, а позднее богословы, ученые, литераторы, те, кого в России называют «властителями дум». Вспомните наше советское детство. Литературные и реальные  Павка Корчагин, Алексей Мересьев, Зоя Косьмодемьянская, Александр Матросов своими подвигами будоражили нашу совесть, говорили о том, что нужно быть готовым бороться и «жизнь отдать за Родину свою». В ежедневном труде на благо Родины мы знали о трудах Алексея Стаханова, горьковчане гордятся именем Александра Бусыгина, чьи имя стало символом ГАЗа, символом расцвета советской автомобильной промышленности.

Однако уже к концу советской эпохи появились новые «герои»: братки и интердевочки, а затем герои «капиталистического труда», правда герои российские. Они не создавали телефонные сети как Александр Белл или конвейер как Генри Форд или Apple как Стив Джобс, они воспользовались плодами всеобщей «прихватизации». Я ни в коей мере не собираюсь утверждать, что в России нет достойных бизнесменов, но, что они создали качественно нового? Поэтому в глазах наших детей успех это не открытия, не новые технологии, а роскошный  особняк, прислуга, золотая кредитная карточка, роскошная иномарка, турпоездки  по всему  миру. Все это признаки общества потребления, не имеющие общего с морально-нравственными основами наших предков.

Я не призываю к бедности и аскетизму, но общество всеобщего потребления породило тот самый  глобальный экономический кризис, вторая волна которого охватывает весь мир. При этом больше всего этот кризис задевает интересы молодежи. В Испании молодежная безработица превысила 50% , в Италии, Ирландии, бывших республиках Советской Прибалтики 30%. Вот таков тот реальный мир, в котором оказалась современная молодежь. Программы экономии бюджета, урезания, социальных расходов касаются прежде всего сферы образования, бизнес также не хочет вкладываться в расширение производства, в подготовку новых работников. Как отвечает молодежь на отсутствие перспектив на будущее? Классическим случаем здесь являются революции в арабском мире, где преимущественно безработная и низкооплачиваемая, но образованная молодежь сыграла ключевую роль в крушении режимов в Тунисе, Ливии, Египте. По всей Европе особенно в Средиземноморье идут выступления молодежи, особенно учащихся. Ограждены ли мы от активности молодежи непроницаемым барьером? Посмотрите на активность ультраправых движений, прежде всего, в русской среде и на активность экстремистов среди молодых мусульман. И те и другие перешли к систематическим убийствам. Конечно, причины, особенно для мусульман Северного Кавказа, ищут преимущественно в экономической сфере. Но в этих регионах никто не страдает  от голода, а дома в аулах Кавказа обычно более чем превосходят дома в обычной деревне Нижегородчины. Люди там живут в среднем намного обеспеченнее, чем в средней полосе России. Русские неофашисты, совершающие убийства, преимущественно являются уроженцами столиц, а не депрессивных моногородов и деревень.

Поэтому, несмотря на кризис, проблема, прежде всего, в головах людей. Да, молодой человек, должен уметь защищать свои права и бороться за место под солнцем, но не путем насилия. В России в ближайшее десятилетие каждый год будет освобождаться около миллиона рабочих мест. Поэтому новое  поколение имеет гораздо больше шансов добиться успеха, получив хорошее образование и выстроив грамотные, уважительные отношения с людьми старшего поколения.  В связи с этим в настоящее время назрела необходимость, прежде всего, в возвращении в образование воспитательного элемента. Основы религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ) являются той дисциплиной, которая сегодня поможет педагогам осуществлять и воспитательное воздействие на детей. Мы должны осознавать, что социализация подрастающего поколения сегодня проходит в крайне враждебной информационной среде. Базовые ценности устанавливаются, зачастую, даже в противовес влиянию семьи и близких, исключительно с помощью тех образов, которые дети видят на экранах телевизоров и в интернете. Картины насилия, бунтов, революций, картины реальные и воображаемые – вот что видят наши дети с экранов телевизоров  и мониторов компьютеров и других устройств. Культ индивидуального успеха, героя, не уважающего коллектив, отрицающего  его ценности, признающего (и то не всегда) только стандарты современной западной цивилизации – вот та новая жвачка, которая липнет к нашим детям с десятков миллионов устройств в России.     

Меняющаяся культурная и социальная среда не только снижает уровень социализации подростков, но и увеличивает их конфликтность с представителями других социальных, возрастных и культурных групп. Сегодня дети не могут общаться между собой, они обычно устраивают состязания не уровню ума, силы и или ловкости, а по тому, чей Айпад или Айфон дороже, а затем и чья косметика, шуба или машина дороже.  Это путь в тупик! Поэтому сейчас проблемой становится не только снижение уважения к собственной культурной традиции, но и к старшему поколению, которое эту традицию собой олицетворяет. Восстановление взаимоотношений между поколениями также во многом возможно с помощью формирования у подростков культурных ориентиров.

В этой связи ОРКСЭ – это первый шаг на пути к формированию целостного восприятия действительности у детей и формирования целостной картины мира. Знание детьми основ собственной культуры и основ общежития в современном обществе будет одним из сильнейших факторов формирования устойчивой традиции – это как раз то, в чем сегодня наблюдается дефицит, как в российском обществе, так и в российской умме.

За семь десятилетий Советского режима мы утратили традиции религиозного образования и воспитания. Большевистский режим фактически одновременно ликвидировал Нижегородскую духовную семинарию и медресе в Канавино. В 1990-е гг. практически одновременно произошло воскрешение Нижегородской духовной семинарии трудами митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая и создания медресе «Махинур» председателем Духовного управления мусульман Нижегородской области (ДУМНО) Умар-хазратом Идрисовым.  Так что дело религиозного просвещения в нашем крае должно как и раньше идти рука об руку.     

Как в православных, так и мусульманских кругах ставится вопрос: почему не вернуться к модели царской России и не восстановить преподавание Закона Божьего? Однако нельзя забывать, что Россия по Конституции является светским государством, где церковь отделена  от государства и школа от церкви. Сейчас в рамках курса ОРКСЭ существуют шесть основных модулей. Два из них являются внеконфессиональными:  основы светской этики и основы мировых религий. Четыре связаны с преподаванием традиционных религий России. Какой из них выбрать? Мы видим, что в этнически однородных регионах, в сельской местности и малых городах преобладают основы конкретной религии. В мегаполисах и этнически смешанных регионах обычно выбираются два светских модуля. Я думаю, что это неслучайно. Сегодня российские города становятся все более многонациональными, все чаще мигранты особенно с юга, остаются здесь на постоянное местожительство. Какова ситуация у коренных народов Поволжья и Приуралья. С 2002 г. по 2010 г. за восемь лет между переписями сократилось число не только русских, но и всех 6 титульных народов республик Приволжского федерального округа в общероссийском масштабе. В ПФО незначительно увеличилась только численность татар в Татарстане и Башкортостане.

Да, в этническом отношении Нижегородская область является самым однородным регионом  Приволжского федерального округа, где русское население составляет 95% (в самом ПФО около 70%). Но нельзя забывать, что Нижегородская область является административным центром Приволжского федерального округа, в котором концентрируется значительная часть мусульманского населения России. При этом, численность населения самой Нижегородской области сократилось с 3 719 614        в 1989 г. до 3 524 028     в 2002 г. и 3 310 597 в 2010г.,  т.е. более чем на 400.000 (более 10%) за 20 лет. И это при росте населения преимущественно мусульманских Башкортостана (4 072 тыс. в 2010г.) и Татарстана (3.780,6 тыс. в 2010г.). Поэтому рост населения области прежде всего в лице Нижегородской агломерации вероятно будет связан со все  большей миграцией с Юга. Это мы видим на наших улицах каждый день. Да и сейчас мусульмане ПФО составляют не только 40% всей российской уммы, но и более пятой части населения ПФО, причем седьмая часть населения округа не только идентифицирует себя как татар, но и признает  владение родным языком. Поэтому знание религиозных и культурных традиций друг друга только поможет всем нам.

Нельзя забывать, что христиане и мусульмане уже более тысячи лет сосуществуют на волжских и окских просторах. Наиболее принципиальные моменты этого формирования российской государственности были изложены президентом В.В. Путиным в ходе выступлении на торжественном собрании, посвященном 1000-летию Казани 26 августа 2005 года, в Татарском академическом театре оперы и балета имени Мусы Джалиля:

«Великая река Идель – Волга как древний торговый путь издавна соединяла народы…

По мере же становления и укрепления нашего единого, общего государства, Россия, развиваясь как многонациональная страна, смогла органично интегрировать богатейшее наследие поволжской земли, или, как говорил Лев Гумилев, «великой степной культуры»…

Больше того, строя прочные и долговременные отношения с Казанским ханством, русские правители начали вполне осознанно формировать Россию как интегрированную евразийскую державу.

Подчеркну: здесь, в Поволжье, больше чем где-либо видна роль России как моста, связующего две великие цивилизации – европейскую и азиатскую. Здесь особенно понятны все сложности и все приобретения многовекового диалога и синтеза двух богатейших культур»[1].

Поэтому нам есть, что сохранять и преумножать.

В практическом плане работа Духовного управления мусульман Нижегородской области является образцом поиска адекватной системы воспитания молодежи для текущей исторической эпохи. Совершенствуя воспитательные и институциональные подходы к формированию системы исламского образования, мы сегодня можем сказать, что наш опыт может и должен быть востребован при реализации общеобразовательных программ в средних школах. Система мектебе – медресе – институт, созданная в Нижнем Новгороде уже сейчас дает хорошие результаты, которые отражаются на деятельности духовного управления, общем уровне взаимодействия мусульман с органами власти, конструктивности взаимоотношений уммы с российским обществом. Мы  намерены продолжить этот опыт.

Среди предложений, которые бы хотелось озвучить в рамках продолжения сотрудничества Духовного управления мусульман Нижегородской области с Нижегородским институтом развития образования и органами государственной власти области:

- организация текущего мониторинга реализации проекта внедрения ОРКСЭ в учебную программу общеобразовательных школ со стороны органов власти, общественности и религиозных организаций;

- организация дополнительных курсов для преподавателей ОРКСЭ для разрешения особых случаев и возможных проблем при прохождении учениками программы;

- формирование банка данных ответов на вопросы (проблемы), возникающие в ходе внедрения ОРКСЭ в учебную программу;

- организация дополнительных занятий по желанию школьников и их родителей в религиозных центрах (мечетях, церквях, синагогах и т.д.);

- организация курсов для мигрантов-мусульман по проблемам адаптации  в российском сообществе.

Спасибо за внимание.

 


[1] http://www.kremlin.ru/text/appears/2005/08/92928.shtml

 

 

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.