закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


8 октября 2012 10:06    

Инновации в процессе модернизации духовно ориентированных вузов России

Выступление проректора Московского исламского университета по научной работе, кандидата исторических наук Чуприкова П.Б. на семинаре-совещании «Разработка и реализация инновационных моделей подготовки и повышения квалификации специалистов по истории и культуре традиционных религий в государствах-участниках СНГ» 2-3 октября 2012 г.

Приветствую уважаемое собрание от имени ректора Московского исламского университета, который не смог прибыть на семинар, поскольку в настоящий момент находится в Варшаве, где по официальному приглашению принимает участие в заседании ОБСЕ, посвященном борьбе с дискриминацией, ксенофобией и, в частности, исламофобией.

Мы говорим о проблемах духовного образования в России и это не случайно. Полагаю, не многие станут спорить, что образовательная сфера сегодня самой историей вынесена на передовые позиции в вопросе обеспечения национальной безопасности России. Возможно, произошло это, потому что совсем недавно образовательной политике внимания не уделялось совсем. Среди многообразия духовных учебных заведений особую значимость в безопасностном плане играют исламские вузы. Думаю это тоже не вызовет возражений, поскольку многие исследователи подчеркивают вызовы и угрозы, которые несут зарубежные духовные школы на территорию России.

Поскольку я являюсь проректором МИУ по научной работе, а совсем недавно плотно занимался еще и учебной работой университета, поделюсь тем опытом, который нам удалось накопить. В 2012 году в Московском исламском университете практически полностью сменилась администрация. Вслед за этим произошло изменение в концептуальном видении стратегических задач вуза. Муфтий шейх Равиль Гайнутдин поставил перед новым руководством цель превратить МИУ в один из передовых исламских вузов с учетом специфики стран СНГ.

Очевидно, что данный вопрос назревал уже давно. К муфтию направлялись обращения со стороны президентов стран СНГ и верховных муфтиев, с просьбой готовить на базе московского исламского вуза высококвалифицированных специалистов по умеренному исламу ханафитской школы, наиболее распространенного мазхаба на территории СНГ. Отчасти это продиктовано и понятным в России нежеланием направлять студентов за рубеж, поскольку опасность потенциальной радикализации оценивается нашими партнерами в СНГ более чем здраво.

В настоящее время мы работаем над решением поставленной задачи. Уже были приглашены новые преподаватели, ведущие сейчас занятия. Причем при их подборе использовался индивидуальный подход с формированием предполагаемой академической группы, перед которой ставятся задачи и цели, соответствующие квалификации преподавателя. Сами же преподаватели подбирались исходя из целей и задач вуза. Был сформирован новый принцип набора студентов. В частности, активно развивается целевой набор, подразумевающий целевое обучение специально направленных из СНГ студентов в рамках особых академических групп. МИУ уже приступил к изданию новой учебной литературы — буквально только что вышла из печати книга шейха Равиля Гайнутдина – «Ханафитская акыда», посвященная исламскому вероубеждению. В обучении активно используется книга «Ханафиский фикх», пользующаяся популярностью среди российских мусульман. Готовятся к изданию новые книги.

Я специально так подробно на этом останавливаюсь, чтобы показать, что мы подходим к процессу обучения не формально, но с продуманной тактикой. Разумеется, в любой работе есть моменты, нуждающиеся в корректировке, особенно это актуально для процесса образования, который вообще едва ли может быть совершенен, учитывая постоянно меняющуюся конъюнктуру. И вместе с тем, такая сфера как духовное образование нуждается в аккуратном совмещении подходов, как новейших — включающих дистанционное образование, так и весьма почтенных — подразумевающие традиционные способы передачи информации.

Кроме того, проблемы, возникающие в области исламского образования России, во многом характерны и для других традиционных религиозных групп. Новейшая, а во многом просто хорошо забытая старая, угроза сегодня — попытки столкновения представителей православия, ислама и иудаизма. Понимая общность этих угроз, руководством МИУ уже подписан протокол о намерениях с Российским православным университетом, а на конференции в Пятигорске весной 2012 года ректор МИУ Д. Хайретдинов обсуждал с православными вузами следующую важнейшую общую проблему – кого именно готовят наши университеты, институты, академии: священнослужителей или светских теологов (исламоведов, специалистов по христианству)? Думаю, пока мы не решим этот вопрос, дальше в процессе корректировки учебных программ двигаться будет сложно.

В процессе решения означенных проблем Московский исламский университет считает целесообразным ориентироваться на различные научные центры и не закосневать в необоснованном догматизме. Так, что касается программы подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама, то уже в 2012 году МИУ высказывалась готовность взаимодействовать с МГЛУ. К сожалению, вопрос был поднят слишком поздно, что объясняется произошедшими в вузе изменениями. Но уверен, что только вместе мы можем дать качественный результат. Команда Московского исламского университета располагает новым видением ситуации по СНГ и мы готовы делиться им с МГЛУ. У наших специалистов налажен постоянный контакт с муфтиятами СНГ, православными лидерами СНГ, университетами стран СНГ. А как известно из точных наук — система способна действовать намного эффективнее отдельных ее частей. Конечно, для этого взаимодействие частей системы, а здесь я говорю о более тесном сотрудничестве светских и религиозных вузов, должно быть продуманным и отрегулированным.

Конечно, и сегодня возникают достаточно серьезные, базисные философские споры о том, насколько вообще совместимы вера и наука. В частности, у многих ученых вызывает недоумение существование теологии. Отчасти такое недоумение обоснованно, если ориентироваться исключительно на диалектический материализм, но мы видим, что мир движется именно по пути преодоления этого недоумения конценсусным путем. Выросло уже целое поколение, совмещающее веру и науку. Едва ли современный мир оставляет другие пути для развития общественных наук.

2 октября 2012 г. Москва

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.