закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


16 октября 2012 19:05    

Методическая работа в российском исламоведении: от дискуссий к практике

Выступление ректора Московского исламского университета Дамира Хайретдинова на V Международной научно-практической конференции «Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века» в Уфе:

Мир вам, милость Аллаха и Его благословение! Уважаемые участники конференции, позвольте задаться вопросом, какой смысл мы вкладываем в тему нынешней конференции – «Идеалы и ценности исламского образования в XXI веке»? Ведь не имея перед глазами идеалов, и не понимая ценностей – Ислама вообще, и Ислама в России, в частности – трудно выдать какие бы то ни было концептуальные идеи для организаторов нашей конференции и для нас самих.

Мы в Москве задумались об этой проблеме уже давно, несколько лет тому назад. Итогом наших размышлений стал многотомный научно-исследовательский проект энциклопедических словарей «Ислам в Российской Федерации». Полтора года тому назад мне уже приходилось рассказывать об этом проекте здесь, на конференции в Уфе. С того момента мы значительно продвинулись в наших исследованиях. Так, на сегодня полностью готов к печати 6-й том словаря, посвященный Исламу в Поволжье за пределами национальных образований с титульным мусульманским населением. В него вошло 9 регионов ПФО и южного Поволжья, от Астраханской области на юге до Кировской – на севере. Началась работа по словарю «Ислам на Северо-Западном Кавказе». Параллельно работает команда по составлению словаря «Ислам в Сибири и на Дальнем Востоке». Параллельно идет работа по составлению словаря «Ислам в Татарстане». Следует отметить, что за истекшие годы были сделаны большие наработки, начиная со словарей «Ислам на Нижегородчине» и «Ислам в Приволжском федеральном округе».

Наконец, что особенно отрадно, почти завершилась работа по составлению словаря «Ислам в Башкортостане», который вы видите сейчас на экране. В него вошли энциклопедические статьи как по истории, так и по современности Ислама и мусульманских общин Республики Башкортостан. Цель нашего издания очевидна – поднять на качественно новый уровень исламоведческую науку в Башкортостане через видение исламских процессов, прежде всего, самими мусульманами, повысить статус самих мусульман республики и тех ученых, которые занимаются этой тематикой. Ключевой «конек» нашего проекта – это изучение Ислама в России через региональную призму. Дело в том, что специалистам в принципе не интересна тема «Ислам в общем» - это избитые клише, которые прорабатывались аж в 1990-е годы. Сегодня особенно интересен именно микросрез исламской цивилизации в России – то есть,  в нашем случае, через концепцию истории и современности Ислама в отдельных регионах. Очевидно, что Ислам в Дагестане имеет иную историю и свои особенности по сравнению с Исламом в Татарстане, а мусульманская община Башкортостана сформировалась на иной базе, нежели такая же община Карачаево-Черкессии. Безусловно, никто не отрицает конфессионального, вероучительного родства всех мусульман. Однако мусульмане, к примеру, Афганистана и мусульмане Малайзии – это совершено разные сообщества, одно из которых живет в условиях трайбализма примерно XIX века, а второе шагнуло далеко вперед и обогнало в своем развитии большинство мировой мусульманской уммы в целом.

Несмотря на все эти очевидные различия, мы по-прежнему разрабатываем и изучаем в наших исламских вузах и медресе однотипные программы, которые иногда хороши в теории, но не на практике. Разумеется, все студенты наших образовательных учреждений должны изучать классический Ислам – это Коран, хадисы, сира, акида, тафсиры, фикх и т.п. Однако при этом будет вполне разумным давать студентам и полноценное представление о региональных особенностях мусульманских общин. Наша мусульманская молодежь слишком витает в облаках в этом вопросе. Так, многие полагают, что выход из кризисного состояния современного Ислама – в восстановлении Халифата. Другие считают, что мусульмане, живущие, например, в песках Аравии и на тропических островах Индийского океана, одинаковы, имеют одни и те же проблемы и решают их однотипно. Третьи одухотворяют некоторые страны исламского мира, ориентируются на них в своих мыслях и жизненных установках, не зная ни их сложной истории взаимоотношений с соседями, ни современных геополитических целей этих стран. Когда задаешь этим искренним, но наивным молодым людям элементарные вопросы – они теряются и начинают задумываться, насколько обоснованы их представления об истории и современном положении мусульман.

На наш взгляд, идеалом исламского образования в России является такое образование, которое дает нашим студентам адекватное  представление о региональных особенностях исламской цивилизации, о принципиальных различиях между мусульманами прошлого и современности. Необходимо, чтобы студенты изучали прошлые исторические эпохи исламской цивилизации не через призму устоявшихся сакральных штампов, а с точки зрения научной исторической методологии. Безусловно, такая учебная программа должна быть объективной и рассказывать как о негативных моментах из истории, так и о позитивных достижениях исламской мысли, науки, геополитики.  В этом случае появляется меньше возможностей для идеализации мусульман прошлого или для умозрительных построений о том, что как только мы войдем в состав Халифата или любого другого исламского государства – у нас сразу всё образуется. Таким образом, в идеале выпускники исламских вузов должны быть реалистами, а не мечтателями-утопистами.

Что же касается наших ценностей, то смею вас уверить, в ходе составления энциклопедических словарей «Ислам в Российской Федерации» мы пришли к однозначному выводу – наши отечественные ценности, ценности мусульман собственно российских, настолько обширны и масштабны, что для их постижения не хватит и нескольких лет изучения. Однако, к сожалению, по большей части они всё еще остаются на полках библиотек и архивов.

Знаем ли мы, что предшественники современных нам русских городов и поселков Поволжья – Саратова, Волгограда, Астрахани, Волжского, Камышина, Самары и др. – послужили золотоордынские поселения, что доказано ныне археологически? Всем ли известно, что остатки столицы Золотой Орды, города Сарай – Селитренное городище – по сей день является одним из крупнейших по площади археологических памятников России? Археологи описывают для наших изданий совершенно неизведанную страницу истории: с их точки зрения, Золотая Орда представляла собой могучую евразийскую державу, основанную на симбиозе городской и степной цивилизаций, которая отличалась огромными для средневековья городами с величественными зданиями, уникальными технологиями, развитой экономикой и богатейшей культурой. При этом в основе взлета Золотой Орды, как и до того Волжской Булгарии, стало принятие Ислама ее правителями и народом. Но одновременно мусульманские государства Поволжья оставались многоконфессиональными, многонациональными, многоязыковыми, с равной степенью уважения относившимися ко всем представленным в них религиям, племенам и этносам. Вот они, наши ценности, на которых должны быть основаны такие предметы для наших исламских вузов и медресе, как то: регионалистика, история исламской цивилизации, история Ислама в России. Ведь учебники для этих вузов и медресе должны быть  переложением научно-исследовательских трудов. Однако до сих пор новейшие исследования отечественной науки до сих пор остаются практически невостребованными – в частности, если речь идет о Плане мероприятий по подготовке специалистов с углубленным изучением истории и культуры Ислама.

Конечно, исключения есть, учебные пособия так или иначе разрабатываются, хотя и не так быстро, как это следовало бы сделать. Но здесь мы сталкиваемся с другой проблемой – отсутствием координации между вузами, а также неуважением к таким неотъемлемым составляющим в научной деятельности, как этика и авторские права. Мне хотелось бы призвать коллег к большей корректности в этом плане. Так, в 2010 году вышла в свет книга  «Медресе Южного Урала и Приуралья: история и современность: Хрестоматия / сост. Т.М. Аминов. – Уфа: Издательство БГПУ». На титульном листе среди издающих организаций указаны «Министерство образования и науки Российской Федерации», «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», «Российский исламский университет ЦДУМ России». Издание это важное и полезное, его можно только приветствовать. Но в нем на почти 20 страницах сплошным текстом перепечатаны статьи из энциклопедического словаря, выпущенного нами ранее – «Ислам на Урале» (стр. 362-379). Речь не идет о простом цитировании, но, повторюсь, о значительной по своему объему перепечатке. Если бы авторы хрестоматии обратились к нам, мы бы с радостью предоставили свои права на данные статьи. О том же самом говорил ряд наших уфимских коллег, чьи работы были использованы в этом сборнике. Но книга «Медресе Южного Урала» вышла без уведомления как Издательского дома «Медина», так и наших авторов, которым мы, между прочим, оплачиваем их труд, изыскивая для этого финансы из различных источников.

На некорректность в компоновке такого, казалось бы, солидного издания со значительным числом уважаемых издающих организаций, указывает хотя бы такой малюсенький пример. В списке авторов хрестоматии назван «Мухамметшин Р.М». Если у всех авторов указаны полные имена, ученые степени и должности, то здесь дело ограничилось инициалами. Интересно: что, в Башкирском государственном педагогическом университете и Российском исламском университете ЦДУМ не знают ректора Казанского РИУ Рафика Мухаметшевича Мухаметшина?

Уважаемые коллеги! Я неслучайно назвал свой доклад «Методическая работа в российском исламоведении: от дискуссий к практике». На сегодня у нас уже накоплена значительная база научно-исследовательских трудов, на основе которых могут и должны быть изданы соответствующие учебные пособия для исламских вузов и медресе. Ныне у нас нет нужды изучать Ислам по учебникам, в которых рассказывается о моделях Ислама  за рубежом, которые составлены без учета нашей специфики и нашей богатейшей истории – специфики и истории российских мусульман. Только в этом случае выпускники исламских вузов и медресе будут ориентированы на идеалы и ценности мусульман-россиян, и перестанут грезить о зарубежных моделях, чтобы пытаться воплотить их на нашей земле.

Однако пора уже, действительно, переходить от дискуссий к практике. Необходимо усилить методическую работу, в которой были бы учтены достижения наших историков и исламоведов – причем настоящих исламоведов, подлинных специалистов в области исламской догматики и практики, а не тех псевдоученых, которые вот уже более 10 лет бесконечно переписывают один и тот же текст своей диссертации в жанре «желтой прессы» - кто с кем и куда ходил по ночам… Слава Аллаху, у нас выросла целая плеяда молодых специалистов, не говоря уже о признанных мастерах старшего возраста, которые изучают прошлое и настоящее Ислама в России профессионально и этично. Назову лишь нескольких авторов (в порядке алфавита) , которые работали у нас над проектом 6 тома словаря – «Ислам в Поволжье»: д.и.н., профессор кафедры отечественной истории Марийского госуниверситета Александр Геннадьевич Бахтин; к.и.н., доцент Ульяновского государственного педагогического университета Александр Викторович Кобзев;  к.и.н., доцент кафедры экономической истории Финансового университета при правительстве РФ Александр Владимирович Пачкалов; к.и.н., с.н.с. отдела средневековой истории Института истории им. Ш. Марджани АН Татарстана Булат Раимович Рахимзянов; к.и.н., доцент кафедры регионоведения исторического факультета Астраханского госуниверситета Андрей Вячеславович Сызранов; д. филол. н., профессор, в.н.с. Института востоковедения РАН Альфина Тагировна Сибгатуллина; д.и.н., профессор, в.н.с. Института российской истории РАН Вадим Винцерович Трепавлов; д.и.н., профессор Казанского филиала Российской академии правосудия Айдар Юрьевич Хабутдинов– и другие уважаемые авторы, общей сложностью более 50 человек.

Я уверен, что последние наши издания, включая словари «Ислам в Поволжье», «Ислам в Башкортостане», «Ислам в Татарстане», «Ислам в Сибири» и другие, станут настоящими находками для специалистов. Наша задача – сделать на их основе такие учебные материалы, чтобы наша учащаяся молодежь была воспитана в исламском духе, в духе гуманизма и патриотизма.

Благодарю за внимание.

16 октября 2012 года

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.