закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


29 октября 2012 21:25    

Ислам Зарипов: Основной смысл мусульманского праздника Курбан-байрам

Доклад имама Московской Соборной мечети Ислама Зарипова на 1-ой межконфессиональной теологической конференции «Подвиг пророка Авраама сквозь призму трех конфессий» 29 октября 2012 г. в Москве:

ОСНОВНОЙ СМЫСЛ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАЗДНИКА КУРБАН-БАЙРАМ

Многоуважаемые участники конференции!

Разрешите поприветствовать Вас традиционным мусульманским приветствием: «Ас-саламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху!» – «Мир вам, милость Всевышнего и Его благословение!»

Это общеизвестное мусульманское приветствие заключает в себе основные принципы ислама – мир и милосердие. Праздник «Курбан-байрам», по случаю которого и проводится наша сегодняшняя конференция, также напоминают верующим именно о них.

Этимология слова «курбан» восходит к глаголу «быть близким» и, безусловно, заключает в себе этот смысл. Совершая обряды, связанные с данным праздником, верующий, приближаясь к довольству Создателя, становится ближе и к другим людям. Самая главная цель мусульманского жертвоприношения – это воспитание в человеке чувства милосердия к ближнему и сближение людей. В Благородном Коране сам Господь говорит, что «до Бога никогда не дойдет ни мясо жертвенного животного, ни его кровь, однако же доходит до Него набожность, исходящая от вас» (Св. Коран, 22:37), которая как раз и заключается в благотворительном жертвовании своего имущества нуждающимся ради довольства Создателя. А пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, являющийся примером практического применения коранических принципов, призывал раздавать мясо жертвенного животного беднякам и неимущим, родственникам и соседям, не взирая на их религиозную принадлежность. Поэтому, следуя завету своего Учителя, истинные мусульмане стремятся в эти праздничные дни утешить обездоленного, протянуть руку помощи нуждающемуся, сблизиться с окружающими.

Думаю, что эта конференция должна стать доброй традицией и проводится ежегодно в дни празднования Курбан-байрама, так как она со своей стороны также служит причиной сближения и укрепления братских и дружеских отношений соседей – представителей традиционных российских религий. Подобные встречи еще раз напомнят всем нам о близости монотеистических, авраамических религий – иудаизма, христианства и ислама, которые сегодня злые силы очень часто хотят противопоставить друг другу.

Обряды мусульманского паломничества (хаджа) и его кульминация праздник «Курбан-байрам» ежегодно напоминают мусульманам об этой близости, так как данные ритуалы посвящены общей для Библии и Корана истории Авраама и его сына.

Я не стану вдаваться в подробности этой известной истории и разбирать отличия библейского и коранического повествования. Ведь важны не исторические детали, и даже не имена и названия (например, сам Коран не называет имя сына Авраама, которого надо было принести в жертву), важен общий смысл божественного рассказа, сохраненного Создателем в своих Писаниях для всех поколений человечества, и то, к чему он призывает людей, в том числе и в наше время. Поэтому сегодня я хотел бы познакомить вас с основными выводами, которые современные мусульманские богословы извлекают из этой великой истории.

1. Самозабвенное служение Господу.

Готовность жертвования по повелению Господа самым дорогим – Авраама долгожданным и любимым сыном, а его – своей жизнью, является великим примером самозабвенного служения своему Создателю.

Безусловно, что Бог Самодостаточен и не нуждается в человеческом  служении. Его повеления, необходимые людям для достижения счастья мирской жизни и Вечности, являются проявлением Божественной Милости. Каждое из них наполнено великой мудростью, подчас скрытой от человеческого понимания. Однако именно в беспрекословном принятии повелений Творца и заключается истинная вера.

Первенец для Авраама – это не просто сын, это радостный итог его жизни полной испытаний и трудностей, источник радости старого отца. Бог не желает его смерти, Он принял жертву Авраама без убийства, и приказал его потомкам нести ни кровь и мясо, а искренность и благочестие. У каждого свой Исмаил, которого он должен принести в жертву, исполняя повеление своего Господа. Для кого-то это материальные ценности, для другого - страсти и собственное эго. Чем бы это не являлось, верующий должен быть готов пожертвовать самым любимым и ценным по первому же Божьему повелению.

2. Великое испытание.

Согласно мусульманскому Преданию, Сатана трижды появился на пути сына Авраама, когда он вместе с отцом отправился к месту заклания. Но на все попытки отвратить его от исполнения Божьей воли он молвил: «Как смею я идти против воли Господа моего?!»[1], каждый раз отбиваясь от Искусителя камнями.

Совершая обряды паломничества, мусульманин также трижды бросает камешки в каменные колонны, символизирующие Сатану. Это внешнее действие подразумевает под собой символ борьбы верующего со своими страстями, с внутренним Искусителем, который, по выражению пророка Мухаммада, «Циркулирует в человеке, как кровь в венах».

Вспоминая эту историю, верующий старается научиться «бросать камни» по своим слабым местам, которыми пользуется Сатана, толкая его к грехам. Он стремится быть бдительным к козням Искусителя, даже если тот сотни раз будет снова и снова вставать перед ним.

История пророка Авраама и его сына учит людей всегда и везде, при любых обстоятельствах, сохранять верность божественным повелениям, не смотря ни на какие искушения и соблазны.

Согласно исламу, мирская жизнь дана человеку в качестве испытания. Все события, происходящие в ней, по сути есть экзамен на верность своему Господу, по результату сдачи которого ему будет уготована вечная райская обитель или адское наказание.

3. Гуманизм.

Самое важное - этой великой историей, приведенной и в Библии и в Коране, Творец провозгласил, что человеческая жизнь – есть наивысшая ценность. Повествуя о жертвовании Авраама и его сына в Своих Посланиях человечеству, Создатель всего сущего ясно дает понять, что жертва сынов Адама должна заключаться не в прерывании своей или чужой жизни, а в ее использовании на всеобщее благо ради довольства Господа. Истинное служение Господу заключается в жертвовании своей жизни, здоровья и времени для совершения добра и принесении пользы обществу,  несмотря на все трудности и искушения, встающие перед человеком на жизненном пути.

Это явное доказательство того, что никто не имеет права «жертвовать» своей или чужой жизнью ради каких бы то не было идей или под знаменем религии. Право на принесение в жертву человека не получил даже великий пророк Авраам, «друг Господа» (халилуллах), хотя в силу данного обета пожертвовать первенцем в знак благодарности он и должен был сделать это. Поэтому, никто после этого не имеет права утверждать, что заручился поддержкой Всевышнего на право пролить людскую кровь и жертвовать жизнями других людей[2].

Для каждого верующего Авраам и его дитя являются символами героизма в покорности Творцу, любви и безграничной веры в Его Единство и Всемогущество.

Один из выдающихся мусульманских мыслителей ХХ века отмечал: «Верность Авраама данному слову, его подвиг, позволивший преодолеть духовную и кровную привязанность к сыну ради бескорыстной мечты достичь благоволения Бога, были и всегда будут блистательным примером для всего человечества»[3].




[1] Н. В. Ефремова, Т.К. Ибрагим. Священная история согласно Корану: доисламские древности. – Москва – Н.Новгород: ИД «Медина», 2012, с.159.

[2] Рустам Батыр. Вместо реформы. – Сб. статей. – Под общ. редакцией Д.В. Мухетдинова. – Н.Новгород – Ярославль. ИД «Медина». 2007, с.18.

[3] Великий праздник мусульман Курбан-байрам. Москва, ООО «Издательство новый свет», 2007, с.3.

 

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.