закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


16 марта 2013 12:42    

Роль российских мусульман во внешней политике РФ

Роль российских мусульман во внешней политике РФ
Роль российских мусульман во внешней политике РФ

Выступление ректора МИУ Д.З. Хайретдинова на семинаре «Российские мусульмане и российская внешняя политика» в Совете по внешней и оборонной политике 14 марта 2013 года.

Уважаемые участники семинара, позвольте мне, прежде всего, поблагодарить руководство Совета по внешней и оборонной политике и лично Федора Александровича Лукьянова за его любезное приглашение в мой адрес выступить сегодня на этом значимом мероприятии.

Анализируя сегодня тему «Российские мусульмане и российская внешняя политика», следует сказать следующее. В первое десятилетие XXI столетия мусульманское сообщество нашей страны пережило эпохальное событие: из статуса гонимой, далее терпимой религии ислам де-факто перешел в разряд одной из государствообразующих религий. Этому способствовали и многочисленные заявления высших руководителей государства – например, такие как слова президента Путина в декабре 2005 года «Россия всегда была самым верным, последовательным и надежным защитником интересов исламской религии. Разрушая Россию, эти люди [т.е. террористы] разрушают одну из основных опор исламского мира» – так  и их шаги, направленные на сближение России с исламским миром. Новый вектор во внешней политике был задан не только вхождением России в состав ОИС на правах наблюдателя летом 2005 года, но и, например, не имевшими прецедентов официальными визитами главы нашего государства в Саудовскую Аравию  и Катар в феврале 2007 года. Очевидно, что в первую очередь связи России с влиятельными странами исламского мира продиктованы необходимостью консолидированной политики в сфере добычи углеводородов, однако берется в расчет и чисто религиозный фактор. Свидетельством этому стало активное привлечение к данному внешнеполитическому диалогу региональной элиты в лице руководителей наших республик с мусульманским населением. Всем памятны и награждение Минтимера Шаймиева премией имени короля Фейсала за вклад в возрождение исламской культуры, которую он получил из рук короля Абдаллаха ибн Абдель-Азиза аль-Сауда, и многочисленные визиты в страны исламского мира и приемы гостей оттуда главой Чеченской республики Рамзаном Кадыровым, и инициативы президента Башкортостана Рустэма Хамитова на исламском внешнеполитическом поле… Таким образом, мусульманский истеблишмент России занимает достаточно активную позицию в вопросе оживления отношений между Российской Федерацией и исламскими странами, однако в основном этот список ограничивается «политическими тяжеловесами».

Собственно религиозные деятели ислама также пытаются по мере сил участвовать в этой важной работе, хотя, по всей видимости, мы все еще находимся в самом начале пути. Из числа последних позитивных событий, конечно, следует упомянуть Международную конференцию мусульманских теологов в мае 2012 года, в ходе которой была принята Московская богословская декларация против терроризма и экстремизма. Поскольку я был одним из редакторов этого документа, то могу лично засвидетельствовать его огромную важность для нашего социума. Следует отметить регулярные рабочие визиты за рубеж руководителей Совета муфтиев России во главе с шейхом Равилем Гайнутдином и его заместителями, причем не только в исламские страны, но и, например, в КНР в 2010 году, где делегацию принимали на очень высоком уровне и в Пекине, и в автономных регионах. Безусловно, скажу и о важности визитов иностранных гостей в резиденцию Совета муфтиев в Москве – опять же, отнюдь не только из мусульманских стран. Частые гости здесь – послы и специальные делегации стран ЕС и Северной Америки, которые пристально следят за происходящим в нашей стране и которых интересует – здесь я процитирую для примера пресс-релиз встречи шейха Р. Гайнутдина с Советником по религиозным вопросам МИД Франции Роланом Дюбертраном в резиденции СМР в 2012 году – вопросы адаптации трудовых мигрантов, проблемы строительства мечетей и работы мусульманских образовательных центров в наших странах.

Думаю, всем присутствующим хорошо известна и издательская деятельность Совета муфтиев в интересующем нас аспекте, назову лишь несколько самых интересных изданий. Благодаря посредничеству и помощи Вениамина Викторовича Попова мы перевели и издали в ИД «Медина» книгу произведений принца Халеда аль-Фейсала аль-Сауда, достигнута личная договоренность о переводе и издании книги принца Валида ибн Таляля аль-Сауда. Похвалюсь предисловием к своей книге на английском языке британского лорда Ахмеда Назира. Особо отмечу альманахи: политологический «Ислам в современном мире» и культурно-богословский «Ислам в СНГ», Редсоветы которых возглавляет профессор Виталий Вячеславович Наумкин, за что мы ему чрезвычайно признательны. Все эти и другие направления нашей работы способствуют интенсификации контактов России с исламским миром.

Вместе с тем, следует обозначить и ряд проблем. Мы считаем, что отнюдь не в полной мере задействованы в этой важной работе кадры из числа российских мусульман, которые прошли качественное обучение в странах исламского мира. Давайте вспомним из нашей истории, что первым дипломатом, добившимся установления дипломатических отношений между Саудовским государством и Советской Россией, был выпускник медресе Каргалы и «Галия» Карим Хакимов, блестящий знаток ислама и арабской культуры. Благодаря поддержке со стороны МИДа и лично К. Хакимова в 1926 году мусульмане СССР во главе с муфтием Ризой Фахретдином приняли самое деятельное участие в Мекканском конгрессе, который исследователи считают предтечей ОИС. Даже советское атеистическое государство не видело ничего зазорного в том, чтобы вчерашние выпускники исламских вузов и медресе эффективно влияли на внешнюю политику страны и частично определяли векторы этой политики.

Сегодня, однако, против этой практики в СМИ развернута настоящая травля, и это негативно влияет как на внешнеполитические интересы нашей страны, так и на самоощущение исламского сообщества. Частично за этим стоят вчерашние высокопоставленные чиновники, создавшие коррупционные схемы из программ финансовой поддержки в адрес мусульман, но мы видим и более высокий, скоординированный уровень вмешательства извне в дела исламской уммы России. В их интересах было опорочить Совет муфтиев и его главу, искусственно раздробить централизованные муфтияты и стравить их друг с другом. Из этих же кабинетов шла дезинформация российских ведомств, в частности – МИДа, относительно целей и задач Совета муфтиев и его главы. Чиновники получали установку писать о деятельности Совета муфтиев только в негативном свете. В итоге вместо интенсивной и слаженной работы на благо Российского государства и российских мусульман мы видим какое-то броуновское движение, когда, к примеру, самозваные муфтии-альтернативщики выезжают в Страсбург зачитывать речь, состоящую из полнейшего плагиата шейха Р. Гайнутдина.

Зеркальным отображением проблемы является резкое падение экспертного уровня для российских ведомств, когда в качестве аналитиков на место общепризнанных авторитетов приглашаются ангажированные псевдоисламоведы, не являющиеся таковыми в принципе. Их голос благодаря многочисленным площадкам, которые им предоставляются под нажимом, фактически заглушил высочайший уровень экспертизы, знакомый нам по работам В.В. Наумкина, А.В. Малашенко, В.В. Попова, Г.Г. Косача, Л.Р. Сюкийянена, Р.Г. Ланды и других исламоведов с большой буквы. Примером деградации аналитики в интересующем нас вопросе является поддержка со стороны ряда чиновников – опять-таки под нажимом псевдоэкспертов – проекта Консультативного совета мусульман СНГ под руководством шейх-уль-ислама Азербайджана Аллахшукюра Паша-заде. При всем уважении к нему лично, недопустимо разыгрывать карту, фактически стравливающую шиитское меньшинство и суннитское большинство на пространствах СНГ. Напомню, что проблема шиитизации суннитов остро стоит в Таджикистане, где в прошлом году на этой почве произошел публичный скандал между действующим муфтием и братьями Тураджонзода; в Азербайджане, где были эксцессы с закрытием суннитских мечетей; а также, как я выяснил не так давно, и в Дагестане. Шейх Гайнутдин выдвинул более жизненный проект создания Совета муфтиев стран СНГ, но его реализация натолкнулась на истеричное сопротивление со стороны тех сил, кто играет на поле разрозненности мусульман России и СНГ.

Резюмируя, скажу так: в последние годы накоплен огромный потенциал для привлечения религиозных структур мусульман России с тем, чтобы совместно с МИДом и общественными организациями делать одно общее дело, направленное на выполнение задач, обозначенных главой государства. «Окно в исламский мир» было прорублено еще 8-9 лет тому назад, но полноценная работа в этом направлении – все еще не началась. Российские мусульмане озабоченно смотрят на усиливающийся разлом по линии суннитов – шиитов, особенно  через призму гражданской войны в Сирии; на проблемы разрозненности муфтиятов СНГ и их идеологической слабости перед угрозой усиления религиозного экстремизма с последующим его проникновением в нашу страну; на усиление исламофобии в странах Запада. И нам есть что предложить в качестве положительного опыта решения некоторых из этих проблем религиозным, политическим и общественным кругам  разных стран – не только в теории, но и на практике. У нас есть неплохие и порой неожиданные союзники: так, в странах Восточной Европы от стран Балтии до Румынии все муфтии являются татарами, которые ощущают свою сопричастность к единой татаро-мусульманской культуре. Имам Финляндии, выпускник МИУ, знаток 5 языков Рамиль Беляев – пример религиозного деятеля, который способствует сближению мусульман этой страны с российской уммой, а ведь финские татары за 100 лет проживания в Финляндии выработали действенные механизмы по лоббированию своих интересов перед государством и корректировке внутри- и внешнеполитического курса   страны. Энтузиазм таких деятелей должен быть поддержан, в том числе через создание в ряде стран представительств Совета муфтиев России, подобно тому, как эта работа ведется и Московской патриархией. Визиты и конференции, совместная с зарубежными мусульманами издательская и – особо отмечу – образовательная деятельность, мониторинг и экспертная оценка – вот то, что мы готовы предложить на внешнеполитическом поприще уже сегодня, но эта огромная работа требует несравненно более серьезной поддержки со стороны государства. И конечно, мы верим в то, что в МИДе предпочитают работать с настоящими профессионалами, а не самозваными «экспертами»-алармистами.  На этой оптимистической ноте я и закончу свой небольшой доклад, надеюсь на конструктивное обсуждение столь острой проблемы на нашей встрече и еще раз благодарю Совет по внешней и оборонной политике – за приглашение и организацию этого важного семинара. Спасибо за внимание.  

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.