закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


1 апреля 2013 11:29    

Доклад Д.Мухетдинова «Сотрудничество регионов России в сфере исламской культуры и истории мусульманских народов»

Доклад первого заместителя председателя ДУМЕР Дамира Мухетдинова на круглом столе по теме «Сотрудничество регионов России в сфере исламской культуры и истории мусульманских народов» в рамках III Межрегионального форума «Мусульманский мир» 21-24 марта в Перми.

Бисмиляхир-рахманир-рахим!

Ас-саляму алейкум, уважаемые братья и сестры, устроители Пермской ярмарки, пермяки и гости этого прекрасного города!

Тема, которую нам сегодня предложили обсудить, очень актуальна. Мы постараемся понять не просто, что такое культура мусульман в современной России, но и то, на каком уровне теперь находится сотрудничество между регионами, где исторически, испокон веков проживают народы с традиционной мусульманской культурой. Конечно, в кратком сообщении нет возможности, да и не надо подробно, в жанре научной статьи, рассказывать и анализировать всю картину. Свою задачу вижу сейчас в том, чтобы стимулировать на этой прекрасной дискуссионной площадке, в формате Круглого стола, обсуждение. Как мне кажется, есть темы, острые и горячие, на которые мы, люди начала 21 века, призваны дать ответ. Достойный ответ. Мусульмански мотивированный ответ.

ПЕРВОЕ – Никто не станет спорить, что многообразие этносов, религий, языков, обычаев в хозяйстве, быту и поведении – это подлинное богатство страны. Российская Федерация веками складывалась по кусочкам, росло как дерево, развиваясь и разветвляясь. В итоге мы живём почти на одной шестой части суши – Творец мира, значит, позволил нашим с вами предками владеть таким богатством! А как мы им ныне распоряжаемся?

Первый вопрос хочу задать: наши дети, подростки и юноши осознают, какие богатство получили? Знают Россию многоцветную, многонациональную? Изучают это, любят это и гордятся этим? Боюсь, что ответ скорее отрицательный. Иначе не было таких явлений, как рост ксенофобии, исламофобия или кавказофобия, в частности.

Сегодня запущенность культуры интернационализма, любви к соседям с их необычной культурой сказывается печально. Работники МВД, увы, все чаще фиксируют преступления на межнациональной или межрелигиозной основе вражды. Государство, осознавая эти проблемы, недавно разработало масштабную Национальную стратегию России до 2025 года. Это отрадно.

Но я спрошу прежде всего моих собратьев-мусульман: а мы знаем эту стратегию, обсуждаем ее, вносим свой особый вклад в ее реализацию? Или мы живем как бы «на обочине» общества и государства и нас такие темы не волнуют? Нет, темы нас волнуют, ибо бьют прямо по нам. Но мы еще недостаточно интегрированы в институты Гражданского общества и недостаточно умеем пользоваться теми социальными инструментами, переговорами с руководителями всех уровней государства – для решения наших проблем.

Как преодолеть такую изолированность, «жизнь на обочине»? Думаю, проводимые в Перми культурные ярмарки – очень хорошая площадка для реализации наших гражданских и социальных возможностей. За то особая благодарность и руководству Пермского края и города Перми, и Городской Думе и мусульманам края. Но боюсь, что ваш опыт пока еще единичен для страны. Хотелось бы развить его, сдублировать, приспособить к местным условиям в других регионах!

ВТОРОЕ – Вопросами религиозной и национальной деятельности в основном занимаются люди старшего поколения, многие из которых повторяют то, к чему привыкли с советских времен. Да, тогда было немало позитивного, но не было религиозного фактора, он был придушен атеизмом. И еще важная особенность – на современного человека все более влияют СМИ, а теперь еще и социальные сети.

 

Политологи говорят, что мы перешли в постиндустриальную фазу развития цивилизации, иначе говоря – в информационную. А современные технологии в первую очередь быстро и легко осваивает молодежь. Люди с религиозным опытом и традиционной культурой, как правило, отстают от развития информтехнологий в культуре. Часто ругаются: мол, молодые перестали книжки читать, все время сидят за компьютерами или с планшетами в руках. Как результат – обучение молодежи более эффективно ведут молодые люди из соцсетей, или сознательные силы антикультурного, антироссийского, антирелигиозного настроя. Нередко этим новыми возможностями техники пользуются низкоообразованные, или злонамеренные лица. Сфера новой информкультуры даже создает перевороты – такова серия так называемых революций «арабской весны».

Но мы сейчас обсуждаем не политические аспекты, а культурно-конфессиональные. Тут что видим? Мусульманская молодежь из не традиционно мусульманских регионов России, увы, плохо или вовсе не знает родной язык своих отцов и дедов, но знает английский. Любит иностранную музыку, своих напевов и инструментов зачастую не знает. А если начинает увлекаться религией, то в Интернете находит массу предложений по-русски или по-английски, часто сомнительного свойства.

Через сети идет глобализация. Тут есть, несомненно, много позитивного. Но есть и негатив – хозяева сетей внедряют, зомбируют то, что им надо. Вместо национальных языков и обычаев – сначала усредненный русский, а потом и вообще только английский. Это язык игр, стиль моды, насыщенность речи производными из плохой английской речи (рэп, к примеру, это не высокая поэзия и музыка Англии, а стиль низов общества, примитивных потребителей). В целом общество потребления не заинтересовано в развитии человека вне его жажды потреблять товары. Потому и религия, и национальное – все это лишнее.

Итак, мой второй вопрос: не упускаем ли мы возможностей информационной техники для отстаивания и развития своих коренных национальных и религиозных культур?

ТРЕТЬЕ – Я сам, как видите, человек достаточно молодой. Но и мне приходится прикладывать усилия, чтобы «не отставать от прогресса». Я завел в прошлом году свой блог в Живом Журнале, открыл страницы в Твиттере, ВКонтакте и Фейсбуке. Одним словом – стараюсь выйти на те аудитории, в тех форматах, где сегодня кипит живая жизнь. Где много молодежи. Ведь если мы не будем общаться на современном языке и современными способами – то попадем в ретрограды.

Нашим имамам, алимам, аксакалам и всем прочим носителям нашей веры и нашей культуры необходимо работать в современных формах! Причем, современность не обязательно связана с сетями и компьютером. Много есть форм, где произошло стремительное развитие. Но есть много форм, где нужно годами старательно наращивать силу и энергию в давно сложившихся формах. Нужна гармония новшеств и традиций!

И в форме и в содержании. Вот приведу такие примеры, о которых я уже писал в блоге. «Исламский вклад в настоящее искусство. Что мы даём людям? Хочу поделиться свежими впечатлениями о событиях в мире культуры России, где мусульмане пока ещё не очень заметны, но восстанавливают свои традиции и всё чаще и качественнее предлагают всем свои духовные сокровища.

ИСКУССТВО НАСТОЯЩЕЕ И НЕНАСТОЯЩЕЕ: путь к Свету или провокации?

С отличной и краткой формулировкой происходящего в мире современной культуры выступил наш духовный лидер, причём, на самом высоком уровне. 12 февраля 2013 года председатель Совета муфтиев России муфтий шейх Равиль Гайнутдин принял участие в заседании Совета по взаимодействию с религиозными организациями при президенте РФ и сказал там такие слова.

«Очень часто мы слышим отсылки к свободе слова и самовыражения художника – дескать, художник выражает собственное авторское видение проблемы и им движет не желание нанести кому-либо оскорбление. Однако, давайте говорить откровенно – сколько так называемых актов творчества, будь то «выступление» панк-группы в Храме Христа Спасителя или фильм «Невинность мусульман» вообще имеет отношение к настоящему искусству?», - задал муфтий вопрос, подчеркнув, что без сомнения, первейший и важнейший мотив таких «актов творчества» - не стремление создать произведение искусства, а желание сотворить провокацию, которая вызвала бы неоднозначную реакцию в обществе и заставило его кипеть. «Именно таким провокационным действиям должен поставить заслон новая редакция закона», - считает муфтий Равиль-хазрат.

К сказанному нечего добавить. Так оно и есть. Этика и эстетика – неразрывны. Это азбука Ислама.

А вот приятная новость общероссийского масштаба: НОВЫЙ «ИСЛАМСКИЙ ТРЕТЬЯКОВ» ПОКАЗАЛ СВОЮ КОЛЛЕКЦИЮ

А 19 февраля в Отделе личных коллекций ГМИИ имени А.С.Пушкина в Москве открылась выставка произведений классического исламского искусства IX-XIX веков «Девяносто девять имён Всевышнего» из собрания Фонда Марджани.

Не будем скрывать, это событие уникальное и обязано личной одарённости, вкусу, богатству и благородству одного человека. Это наш брат Рустам Сулейманов, которого пора, наверно, именовать «исламским Третьяковым». Организованный им фонд уже внёс весомый вклад в науки об Исламе, в развитие и пропаганду культур мусульманских народов и, прежде всего, родных ему и мне татар. С работой фонда советую ознакомиться и быть в курсе на сайте.

Выставка не только научно обоснована и освещена, но имеет ряд просветительских программ. Она уже работает по 05.05.2013.  А каждый четверг в 19.00 для посетителей проходят встречи со специалистами. Советую всем или посетить Москву только ради этой выставки – или же, уважаемые пермяки, позовите эту выставку в свой город! Инша Аллах!

Наш муфтий так высказался об этом событии: «К сожалению, наши сограждане, в том числе и мусульмане по вероисповеданию, крайне мало знакомы с богатейшим культурным наследием мусульманских народов, несмотря на то, что история ислама в нашей стране насчитывает 13 веков. В этой связи невозможно переоценить вклад Фонда Марджани, который посредством организации художественных выставок, издательской и просветительской деятельности возрождает традиции взаимопроникновения и взаимообогащения культур, дружбы народов. Я выражаю глубокую признательность всем сотрудникам Фонда и лично его президенту Рустаму Раисовичу Сулейманову. Подчеркну, что деятельность Фонда имеет большую ценность и в смысле развития института меценатства, благотворительности, который является свидетельством зрелости, состоятельности общества».

Кстати, о «зрелости общества» говорит и ещё одно параллельное событие, правда, во Франции. Там ныне общество скатывается к содомии и исламофобии, но деятели культуры пытаются противопоставить этой чёрной волне светлые образцы высокого искусства. В центре Парижа, во всемирно известном Лувре появился постоянный (!) новый отдел исламского искусства – «Ислам в Лувре».

Итак, процесс возвращения и возрождения исламской культуры идёт. А Рустам Сулейманов для нас, имамов и проповедников в России и СНГ, теперь наглядный пример, когда мы говорим людям об отношении Ислама к богатству и бизнесу: «если ты получаешь щедроты от Аллаха на пути халал-бизнеса и раздаёшь эти щедроты людям (в благотворительности, в поддержке образования или культуры), значит, преумножаешь баракат (благодать Аллаха) и себе лично, и своей семье, и всем, кто занят в этих трудах! Альхамдулиллах!»

И еще одна важная и приятная тема, связанная с культурой речи, языка, наших национальных языков - ПОЭЗИЯ – СЕРДЦЕ ИСЛАМА.

Это событие из сферы поддержки художников слова, наших современников. 13 февраля «Муфтий Равиль Гайнутдин наградил победителей конкурса «Пророк Мухаммад – милость для миров». Этот конкурс проходит уже седьмой год и набирает силу.

На днях пришло известие из Петербурга - Обновленная экспозиция "Ислам" открыта в петербургском Музее истории религии.

Она посвящена Соборной мечети северной столицы, 100-летие которой отмечено 21 февраля этого года. Коллекция культовых предметов ислама в этом музее - одна из крупнейших в мире. Со времени становления Петербурга в городе жили и работали мусульмане многих национальностей, поэтому вопрос о строительстве в столице Российской Империи мечети приобрел актуальность уже в XVIII веке. Указ о ее строительстве подписал император Николай II. Первое богослужение в мечети состоялось 21 февраля 1913 года и было приурочено к 300-летию царствования Дома Романовых.

ЗАКЛЮЧАЮ. Невозможно уже быстро перечислить все события культурной жизни наших мусульманских народов в России, в том числе те, что проводятся совместно с государственными структурами. Мы должны ценить это, дарованное нам Аллахом, особо благоприятное время, равного которому никогда не было в истории России.

Сегодня я поделился с Вами некоторыми впечатлениями, быть может, небесспорными. Хотелось бы, чтобы в обстановке дружеской дискуссии мы с вами вышли на новый, более высокий и ответственный уровень понимания. Понимания того, что происходит вокруг нас, какие раскрылись возможности, где наши упущения – и что мы можем сделать полезного?

С таким ниятом – о доброй дружеской дискуссии – позвольте мне завершить это выступление. Благодарю за внимание! Рахмат.

 

21.03.2013 г., Пермь

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.