закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


9 апреля 2013 16:59    

Дамир Мухетдинов: Наша работа направлена на формирование ответственного и граждански лояльного поведения трудовых мигрантов

Первый заместитель председателя ДУМЕР Дамир-хазрат Мухетдинов
Первый заместитель председателя ДУМЕР Дамир-хазрат Мухетдинов

Материалы для общественных слушаний «Миграционные потоки на Евразийском пространстве» в Общественной палате Российской Федерации 8 апреля 2013 г.

Проблемы миграционных потоков на Евразийском пространстве в настоящее время являются не просто серьезным фактором в развитии Российской Федерации, но и значительно изменяют многие сферы российского общества. Уровень взаимозависимости между нами, как страной принимающей большое количество мигрантов и странами исхода сегодня выходит на более высокую ступень. При этом, анализируя государственные и научные подходы, в данной сфере я очень часто сталкиваюсь с несовместимостью, можно даже сказать неким разделением позиций специалистов. Так, органы государственной власти и часть научного сообщества придерживается в основном экономических подходов к оценке миграционных перспектив российского общества. Более того нас ставят перед фактом, что замещение убыли населения с помощью миграционных является насущной необходимостью с точки зрения экономического развития страны. Другая группа ученых говорит о преувеличении экономического эффекта от мигрантов и утверждает, что они вызывают серьезные конфликты на национальной почве.

Обозначив две полярные позиции, я постараюсь определить основные моменты, которые я вижу в качестве необходимых шагов как для решения проблем, так и для качественного развития среды, принимающей мигрантов.

Во-первых, я бы хотел подчеркнуть, что вне зависимости от наличия или отсутствия экономического эффекта для российского народного хозяйства мигранты продолжают приезжать в Россию. Они уже стали частью российского общества. При этом их роль, зачастую, понимается достаточно однобоко, в рамках двух координат: экономической и этнической. И если экономическая координата в подавляющем большинстве случаев остается высокой, то вот этническая координата имеет с точки зрения российского общества отрицательное значение.

В этой связи я бы хотел обратить внимание, что современная российская политика носит неоднозначный характер. С одной стороны мы стимулируем трудовую миграцию, как сезонную, так и циркулярную. С другой стороны механизмы юридического укоренения мигрантов в России, попросту говоря получения вида на жительство и гражданства несоизмеримо сложнее, нежели сохранение статуса трудового мигранта. Об этом свидетельствуют цифры: за 2007 – 2011 года по программе переселения соотечественников в Россию переехало около 80 тыс. человек, при этом только законных трудовых мигрантов у нас в настоящее время находится 1,7 млн. человек, а разным оценкам незаконны трудовых мигрантов – от 2 до 3 млн. человек. Масштаб разницы говорит о том, что Россию воспринимают, как страну, в которой удобно работать, зарабатывать на жизнь, но не жить здесь постоянно. Почему возникает такая ситуация?

Во-первых, я хотел бы отметить, что подходы к анализу миграционных процессов в российской экспертной среде сложились достаточно жесткие. Мигранты воспринимаются как однообразная человеческая масса, которая плохо образована, которая не знает русского языка, которая ведет себя неподобающим образом. При этом мы забываем, что те стереотипы общественного сознания, которые я сейчас озвучил родились в отношении разных этнических групп, разных людей с разными культурными кодами. Объединять все эти стереотипы и применять их ко всем неправильно.

В настоящее время мусульманские организации все больше вовлекаются в процесс адаптации и интеграции мигрантов в российское общество. Не секрет, что значительная масса мигрантов представляют регионы Центральной Азии и Кавказа, где подавляющее число людей исповедают ислам. Многие из них, приехав в Россию, стали посещать мечеть тем самым сохраняя свою культурную идентификацию. При этом мы видим, что ресурсы мусульманских организаций в большинстве случаев используются недостаточно, от случая к случаю. Если возникают какие-либо проблемы с поведением мигрантов, то органы власти обращаются либо в национально-культурные организации, либо в мечеть. При этом уровень вовлеченности основной массы мигрантов в деятельность национально-культурных общественных организаций по самым оптимистичным оценкам не превышает 20% представителей той или иной этнической группы.

Могу сказать, что проблемы, с которыми сталкиваются мигранты из мусульманских стран различны и механизмы их решения различны, не смотря на то, что большинство их них имеет этносоциальное происхождение. Так, например, представители кавказских народов проявляют большую социальную активность, в том числе навязывая собственные культурные стереотипы поведения. Неудивительно, что уровень интолерантности по отношению к ним выше, чем у других групп мигрантов. В тоже время уровень культурной адаптации у мигрантов из Центральной Азии в основной массе значительно ниже, чем у представителей кавказских народов. Это объясняется и значительными различиями в условиях социализации и условиями внутри российского общества, и спецификой общинных институтов у различных мигрантских сообществ.

Работа, которую ведет Совет муфтиев России и Духовное управление мусульман Европейской части России с мигрантскими сообществами направлена, прежде всего, на формирование ответственного и граждански лояльного поведения через усвоение норм Ислама, через религиозное воспитание. Для большинства такое культурное воспитание носит характер второй или даже третьей социализации. В этой связи хотелось бы отметить, что помощь органов власти и общественных организаций в данной сфере явилась бы залогом эффективной адаптации и интеграции мигрантов в российское общество.

Если же говорить о конкретных мерах совместных действий органов власти, институтов гражданского общества, религиозных организаций то мы предлагаем следующие шаги:

Концептуально скорректировать «Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников проживающих за рубежом». Мы предлагаем разработать индивидуальные программы по работе в странах СНГ с нашими соотечественниками, позволяющие вести конкретную юридическую, культурологическую и социальную подготовку к интеграции мигрантов в российское общество. Мы должны понимать, что диверсификация подходов позволит повысить эффективность нашей работы в каждом конкретном регионе.

Использовать для подготовки будущих мигрантов филиалы российских высших учебных заведений, функционирующие в странах исхода. В настоящее время в СНГ функционируют как филиалы российских вузов, так и высшие учебные заведения, финансируемые на деньги российского бюджета. Считаю необходимым обратить внимание, что использовать труд данных специалистов можно в том числе для широких слоев общества, в том числе и с целью популяризации культуры России и народов нашей страны.

Обеспечить со стороны органов государственной власти системное участие религиозных и общественных организаций в интеграции соответствующих групп мигрантов. Нынешнее взаимодействие в сфере интеграции между государством и гражданским обществом носит нерегулярный характер и в основном заключается в деятельности различных общественно-консультативных структур. До настоящего момента нет ни одного реального законодательного и организационного механизма вовлечения общественных и религиозных организаций в процесс интеграции мигрантов.

Повысить образовательную составляющую в процессе интеграции мигрантов, в том числе в юридической и культурологической сферах. В настоящее время существует насущная задача в повышении юридической грамотности как трудовых, так и обычных мигрантов. Создание системы институтов, занимающихся популяризацией российской культуры на территории стран исхода, а также знакомством с российскими законодательными основами снимет большое количество трудностей в процессе интеграции мигрантов.

Сформировать в рамках субъектов Федерации, испытывающих серьезные депопуляционные процессы, временные свободные экономические зоны для заселения их соотечественниками и мигрантами из стран СНГ. Уже многое было сказано о необходимости заселения территорий, где имеются серьезные демографические трудности. Поэтому мы должны создать условия для заселения тех регионов, где это действительно необходимо.

Сформировать на базе региональных духовных управлений мусульман центры интеграции мигрантов-мусульман. В настоящее время Духовным управлением мусульман Европейской части России в ряде регионов запущен процесс создания Центров мусульманской культуры, которые будут в себе нести функции центров адаптации мигрантов.

Организовать соответствующее освещение мигрантской темы, в том числе на Общественном телевидении. Содействие средств массовой информации в деле формирования благоприятных взаимоотношений между мигрантами и принимающим обществом.

Дамир-хазрат Мухетдинов

Первый заместитель председателя ДУМЕР, член Общественной палаты РФ

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.