закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


6 июня 2013 09:37    

Стандарты исламского образования и их интеграция в общество и государство: кто заинтересован в стандарте

Декан очного отделения МИУ Гульфия Хабибуллина
Декан очного отделения МИУ Гульфия Хабибуллина

Доклад декана очного отделения Московского исламского университета, кандидата педагогических наук Гульфии Юнусовны Хабибуллиной на всероссийской конференции «Проблемы стандартизации в системе мусульманского образования России», которая состоялась 3 июня 2013 года в Москве: 

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» в нашей стране введены образовательные стандарты. Исходя из этого, стандарты должны быть государственными. Они служат сохранению базового единства образовательного пространства, позволяющего обеспечить единый уровень образования, как в государственных, так и в негосударственных образовательных учреждениях. Стандарты определяют структуру, содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки обучающихся, предъявляют требования к организации практик, к профессиональной подготовленности выпускника.  Сейчас это называется компетенции выпускника, и они тоже четко расписываются.

Итак, стандартизация – это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности, в нашем случае – в области образования и направлена на управление качеством образования. Следовательно, заинтересованы в стандарте и государство, и образовательные учреждения – для организации образовательного процесса по правилам и в дальнейшем доказать это соответствие при аккредитации. 

Часто стандартизацию критикуют, приводя доводом второе, переносное значение понятия – лишенный оригинальности, своеобразия. Однако не будем принимать во внимание переносные значения. Стандарты не загоняют учебный процесс в жесткие рамки шаблона, наоборот, открывают широкие возможности для педагогического творчества, для создания вокруг обязательного минимума содержания вариативных программ.

Исламские образовательные учреждения уже прошли через начальный этап развития, и до появления Государственного образовательного стандарта по теологии было совершено много ошибок, связанных с незнанием требований к уровню организации образовательного процесса. Именно с внедрением Госстандарта 520200 Теология появилось ясное представление целей, задач, путей их осуществления и произошло упорядочение, усовершенствование. И стало понятно, с чем прийти на аккредитацию.

ФГОС 033400 Теология третьего поколения, который утвержден приказом Минобрнауки в 2011 году и закреплен – очень свободный, здесь много нефиксированных параметров, что  позволяет делать конкретизацию для разных конфессий, для разных профилей подготовки и для разных правовых школ внутри одной религии.

Дальше – проблемы. Сложилась такая ситуация, что развивается только направление подготовки Теология, лицензировать и аккредитовать можно только бакалавриат и магистратуру по Теологии. А собственно-исламское образование, или, вернее сказать, направления подготовки по глубокому изучению различных отраслей исламских наук и подготовки кадров по таким направлениям – не развивается, либо энтузиасты делают первые шаги, но понимают, что в настоящее время не смогут получить лицензию и аккредитацию по таким направлениям подготовки.

Вторым документом, который должен соответствовать образцу, – т. е. Госстандарту, в настоящем является Примерная образовательная программа (ПООП).  Здесь, кроме всего, есть рекомендуемый список профилей подготовки бакалавров по исламской теологии: Корановедение и Хадисоведение, Систематическая теология ислама, Практическая теология ислама, История ислама, Государственно-конфессиональные отношения, Культура ислама.

  На основании ФГОС разрабатывается ПООП по разным профилям, а также внутри образовательной программы можно конкретизировать различные правовые школы. К примеру,  профессиональные учебные заведения Северного Кавказа ведут образовательную деятельность в рамках других правовых школ, поэтому учебники и учебные пособия будут другими, но образовательные программы, учебные планы должны отвечать одинаковым требованиям, при этом вузы имеют возможность конкретизировать свой Рабочий учебный план.

Итак, ПООП – это одна из возможностей реализовать свою образовательную программу.  

Такая примерная образовательная программа разработана и реализуется в трех вузах: Московский исламский институт реализует профиль подготовки Практическая теология конфессии: ПООП, Учебный план и другие документы поданы на аккредитацию; Российский исламский институт разработал профиль Систематическая теология конфессии и успешно прошел аккредитацию, Северо-Кавказским университетским центром разработан профиль Государственно-конфессиональные отношения.  Важнее всего, мы обмениваемся этим опытом между нашими вузами.

Работа по созданию ПООП на основании Госстандарта 033400 Теология велась в активном сотрудничестве с Свято-Тихоновским Православным институтом в рамках УМО по Теологии. Далее планировалось разработка по другим, уже обозначенным в Госстандарте профилям (Культура конфессии, История ислама, Коранистика, Хадисоведение) и расширение перечня профилей.  К сожалению, сейчас эта активность с нашей стороны понизилась в силу известных объективных и субъективных причин.

Сейчас можно поступить тактически мудро: для развития исламского религиозного образования срочно разработать промежуточный документ на основании Госстандарта 033400 Теология с перечнем всех профилей исламского религиозного образования, которые мы планируем реализовать, представить в Минобрнауки на утверждение и добиваться скорейшего утверждения. Пусть этот план гармонирует с Госстандартом по определению, по требованиям. А требования – это предполагаемые компетенции, благо, не придется их придумывать. Нет необходимости назвать этот документ стандартом: с одной стороны, разработка и принятие еще одного стандарта займет годы, с другой стороны, похожее название породит путаницу. При этом все равно этот процесс является стандартизацией исламского образования. Документ этот должен помочь разрешить наши проблемы, а не создавать новые. Например, из года в год тянется проблема признания степени образования преподавателей, получивших образование за рубежом. В пункте 7.16 ФГОС написано: Занятия по предметам профессионального цикла проводятся преподавателями из числа согласованных с уполномоченным органом соответствующей религиозной организации.

А вот в новом документе это конкретизировать и написать так: На период действия настоящего федерального государственного образовательного стандарта при получении учреждениями профессионального религиозного образования (духовными образовательными заведениями) лицензии для реализации образовательной программы в соответствии с требованиями настоящего ФГОС по согласованию с Советом по исламскому образованию могут учитываться лица, получившие учёные степени и (или) звания в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях) Российской Федерации (либо назвать иностранные вузы).

В российском образовательном пространстве уже существует практика реализации ПООП по различным профилям. Например, в настоящем на основании Госстандарта по направлению подготовки Педагогическое образование совместными силами светских ученых-специалистов и профессионалов от культурообразующих конфессий разработана ПООП по профилю Культура конфессии, которая успешно прошла экспертизу и находится в Минобрнауки на утверждении и в ближайшее время будет реализовываться. Московский исламский институт планирует уже начать подготовку преподавателей ОРКСЭ в школе именно по этой ПООП: там тоже очень широкие возможности для традиционных в России религий при конкретизации Рабочего учебного плана и программ.

В настоящее время в России существуют все звенья религиозного обучения – вузы, средние специальные, начальные учебные заведения, кратковременные курсы, направленные на распространение знаний об исламе.  Но по-прежнему на первое место выдвигается профессиональная подготовка мусульманских священнослужителей и специалистов по различным направлениям исламской религиозной науки, которые должны стать кадровой основой для последующего эффективного распространения религиозной культурной традиции и создания фундаментальной научной базы для возрождения исламских наук в России.

А сегодня в связи с необходимостью достижения нового, современного качества в сфере профессионального мусульманского образования, возникла необходимость расширения и интенсификации образовательного процесса в тесном сотрудничестве: а) между исламскими образовательными учреждениями в рамках Совета по исламскому образованию; б) продолжить совместную работу с другими конфессиями в рамках УМО по теологии; в) по-иному строить отношения с государственными светскими вузами.  И мы надеемся, что, может быть, тогда будут разработаны безотлагательно необходимые Примерные и Рабочие образовательные программы, куда входят:  Требования к результатам освоения основной образовательной программы; Требования к промежуточным и итоговым экзаменам; Примерный учебный план; Учебные программы к каждой дисциплине; УМК к каждой дисциплине;  Программы практик.

И может быть тогда будут изданы  и распространены между вузами учебные и методические материалы применительно к конкретному учебному плану, к конкретной образовательной программе. Мы в них крайне нуждаемся, пользуясь в настоящее время либо своей рукописью, разработанной к конкретной учебной дисциплине, но не изданной, либо только лекциями и просто литературой об исламе.

3 июня 2013 года, Москва

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.