закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


22 ноября 2013 11:56    

Доклад «Работа религиозных организаций с точки зрения профилактики радикальных течений»

Фото: bg.ru
Фото: bg.ru

Доклад муфтия г. Москвы, главного имама Московской Соборной мечети Ильдара Аляутдинова на всероссийской конференции «О мерах по противодействию распространению в исправительных учреждениях радикализма, религиозного экстремизма», прошедшей 21 ноября в Министерстве юстиции РФ.

Работа религиозных организаций с точки зрения

профилактики радикальных течений

Во имя Всевышнего Создателя, милость Которого вечна и безгранична!

В связи с последними трагическими событиями, произошедшими, в частности, в Волгограде, сегодняшняя тема крайне актуальна не только для правоохранительных сфер и структур, ответственных за исполнение наказаний, но и для мусульманских организаций.

Сегодня имеет место некий парадокс, о котором часто говорят мусульманские ученые и общественные деятели. Это  несоответствие между многовековыми принципами и постулатами религии Ислам и принципами неких наших современников,  призывающих к насилию от имени мусульман, якобы в защиту веры.

В действительности, слово «ислам» происходит от корня «сильм», означающее в переводе с арабского «мир; перемирие». Важно сделать акцент, что в Исламе одним из важных постулатов является обеспечение безопасности, неприкосновенности жизни, чести и имущества человека. Соответственно, все преступления, направленные на нарушение неприкосновенности жизни, чести и имущества людей, подвергаются санкциям: земным и потусторонним.

В Коране четко сформулировано, что убийство одного человека равносильно убийству всех людей; сохранение же жизни одного человека равносильно сохранению всех людей на земле. В Священной Книге подчеркивается особая значимость человеческой жизни (Св. Коран, 5:32). Обеспечение общественного порядка, безопасности и спокойствия, защита имущества, жизни и свободы передвижения индивидуумов находятся среди основных приоритетов Ислама. Священный Коран велит применять в рамках исламского уголовного права самые строгие санкции по отношению к тем, кто посягает на неприкосновенность жизни и имущества невинных людей, а также напоминает, что на том свете их наказание будет еще суровее (Св. Коран, 5:33)

Каковы же причины появления радикально настроенных групп людей? Ведь все эти люди, являющиеся чьими-то детьми, братьями, внуками, воспитаны в данной, привычной всем, среде. Как случилось, что некоторые из них выросли или стали таковыми?

Во-первых, в результате интенсивного развития  информационно-коммуникационных средств, многократно усиливших  воздействие на формирование взглядов и догм индивидуума, что упростило проникновение в умы и сознания людей, особенно молодежи, ложных представлений и мировоззрений,  крайне далеких от общечеловеческих ценностей.  Данный   фактор выделяет особую роль средств массовой информации. К сожалению, часто СМИ ассоциируют Ислам с терроризмом. Многие попытки разъяснить правду об Исламе голосами наших мусульманских организаций, рассказать о мирной направленности и созидательности веры, заглушаются мощным потоком негативной информации, что часто порождает антипатию, рознь и конфликты. Мало сюжетов о ценностях и принципах Ислама, традициях и культуре мусульманских народов.

Чему же учатся люди, идентифицирующие свою религиозную принадлежность, как мусульманскую? Да еще к тому же, когда запрещают религиозную литературу, традиционный платок, и, что самое главное, перевод смыслов Священного Корана.  Когда-то Маргарет Тэтчер назвала освещение в СМИ деятельности террористов "кислородом для них". То есть, получается учителями радикализма, в какой-то степени, выступают и средства массовой информации.

Второй причиной возникновения упомянутых групп является борьба с радикализмом исключительно через запреты, должным образом не обоснованные. Например,  под запреты попадают святые для всех мусульман ценности. Абсолютно неясным образом совсем недавно была запрещена религиозная литература в количестве более 60 книг, когда «одним взмахом пера», без соответствующей экспертной оценки их содержания, написали «запрещено». 

Мы знаем о запретах на ношение  женского головного убора-платка в образовательных учреждениях. В некоторых регионах не дают разрешение на возведение мусульманских храмов.

Таким образом, радикальным течениям нетрудно представить образ мусульманина, как обиженного обществом и властью. Они, будучи не всегда достаточно подкованными в вопросах религии,  начинают модулировать некое иное «идеальное» общество, где нет запретов на святое. Постепенно это превращается в следование крайне  радикальным принципам и взглядам, что приводит к противоречивым последствиям.

Чтобы разобраться во всех этих сложных моментах, нужны специалисты, правильный и грамотный постепенный подход, системность и толерантность, а не грубый запрет. Религия Ислам является носителем мира, высочайшей нравственности и добра. Поэтому лишь терпеливый и мудрый диалог способен развязать все проблемные узлы, к чему мы и стремимся в своей работе. Запреты же приводят к новой волне радикализма.

Нам нужно аккуратно относиться к чувствам верующих в местах заключения, так как  некоторые поспешные действия могут оставить тяжелый осадок, нанося вред сложившимся добрым отношениям. К примеру, в июле этого года был демонтирован уже построенный мусульманский храм на территории ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области в городе Вязники. Условием предоставления разрешительных документов стал  проект от строительной компании, входящей в реестр строительных организаций РФ. В городе Вязники таковая организация отсутствует. В июле 2013г. прокурорской проверкой было вынесено постановление об устранении нарушений, связанных с молельным домом. После этого постановления,  администрацией колонии стали предприниматься  попытки к демонтажу здания, что вызвало взрывоопасный конфликт внутри учреждения.  Несмотря на это с 13 по 14 июля 2013г. храм был разобран, без постановки в известность Духовного Управления мусульман Владимирской области и лиц, принимавших участие в строительстве храма. Данная ситуация вызвала сильный резонанс общественности. Мы считаем, что действия, направленные на разрушение религиозных святынь оскорбляют  религиозные  чувства верующих и доставляют душевную боль их сердцам.

В-третьих, как правило, радикализм порождается из-за слабой просвещенности и низкой образованности, так называемой «узкости мышления». В регионах, где сильно распространены радикальные настроения, общественным организациям совместно с Министерством образования, необходимы доработки программ нравственного и духовного воспитания в образовательных учреждениях с учетом комплексного подхода и индивидуальных особенностей народов, населяющих данные местности.

В свою очередь, Совет муфтиев России проводит огромное количество культурно-просветительских, образовательных программ и конференций, нацеленных на распространение мира, духовности и высокой нравственности, а также  программ, служащих сближению народов. Как сказал наш президент В.В. Путин на торжественном собрании, посвящённом 225-летию Центрального духовного управления мусульман России: «Большое значение имеет деятельность мусульманских общин, работа мусульманских религиозных деятелей. Наша задача – воспитать молодёжь в духе взаимного уважения, которое основывается на чувствах согражданства, патриотизма и общенационального самосознания».

Как же всё-таки происходит распространение радикальной идеологии в исправительных учреждениях? Этнический мусульманин, впервые попадая в места принудительного лишения свободы, находится в шоковом состоянии и воспринимает все окружение как агрессивно настроенное против него. Радикально настроенные мусульмане, используя это состояние, дают человеку поддержку, основанную на их видении религии ислам.

Зачастую подобные группы людей скептически отрицательно настроены против администрации и сотрудников. А для того, чтобы обосновать свой  антагонизм, начинают преподносить религию ислам как борьбу против неверующих, возводя ненависть в ранг благодетеля. Как правило, их идеи находят благодатную почву, так как в основной массе люди не знают правды об Исламе в силу выстроенных общественных стереотипов. В том числе и  благодаря СМИ, о чем было сказано выше. Подобные индивиды не знают высших ценностей этой религии, основывающейся на любви и прощении, безопасности и мире. Эта группа людей начинает проповедовать ложные ценности, некорректно цитируя фразы, вырванные из контекста Корана, которые способны пришедшим к вере людям воспринимать их как руководство к вражде и насилию.

Данный контингент, как правило, имеет серьезные проблемы с этикой и нравственностью, а также с уважением к чувствам других людей. В них проявляется крайняя степень эгоизма, гордыни и самолюбования,  склонность к агрессии и максимализму.

Объяснять истинные ценности Ислама призваны имамы. Их первоочередная  задача - это прояснение понятия «ответственность» и способность увидеть свои собственные ошибки и нарушения, понять то, что причиной всего, что с ним происходит, является он сам. Это согласуется с религиозной доктриной, провозглашающей, что Всевышний Аллах дал человеку свободу выбора, и именно это рождает последствия, которыми Всевышний Создатель направляет человека к Истинному пути. Последствиями могут быть тюремное заключение, уголовное преследование, болезни, потери, как материальные, так и абсолютно непредсказуемые. Именно критический взгляд на свои недостатки с тем, чтобы исправиться и стать лучше, способствует самосовершенствованию человека.

Имам должен пользоваться авторитетом среди заключенных, показать пример нравственности, человеколюбия.  Концепция нашей работы строится на доброте ко всем, независимо от взглядов. Поэтому имам часто берет с собой подарки, говорит теплые слова. Проповеди строятся так, чтобы показать доброе и хорошее в отношениях между всеми людьми, не только между мусульманами, но и иными людьми, независимо от их религиозной принадлежности или отсутствия таковой. Наши имамы знают своих подопечных. А тем, кто встал на путь исправления, они дают положительные характеристики, отстаивают их на комиссиях по УДО (условно-досрочнему освобождению). Заключенные тянутся к имаму, к его словам, видят в нем друга, наставника, заступника.

Принципы добра, взаимоуважения, добрососедства, взаимопомощи, уважения к чужому мнению и чувствам, которые основаны на многочисленных аятах из Корана, высказываниях и практическом примере пророка Мухаммада (мир Ему), как раз и являются предупреждением и обоснованным отказом от агрессии, злобы и ненависти.

Благодаря совместной работе Совета муфтиев России и ФСИН нами составлены и утверждены программы проповедей и лекций, создан фонд подарков для заключенных, проводятся поздравления в дни религиозных праздников. Все проводимые мероприятия расширяют познания верующих, мотивирует их к благим поступкам, соблюдению режима содержания, в результате чего возрастает производительность труда, люди начинают строить добрые отношения с окружающими, высылают заработанные деньги родственникам, бросают курить, избавляются от негатива.

На примере самого крупного по численности населения Московского региона хотел бы в цифрах показать, как мы ведем работу с заключенными.  В Москве Духовное управление мусульман ведет работу с пятью Учреждениями исполнения наказания  и в Московской области еще с пятью УИН, включая Можайскую женскую колонию и детскую воспитательную колонию. Эту деятельность ведет специальный отдел, где работают  четыре имама, регулярно посещающие эти учреждения. С января текущего года было прочитано 344 проповеди, которые посетили более 7100 человек, было проведено более 650 индивидуальных бесед с заключенными, передано в молельные комнаты более 2500 экземпляров литературы и 6600 предметов личной атрибутики (четки, духи-благовония, молитвенные коврики и т.д.) на сумму, которая исчисляется сотнями тысяч рублей.

 Многим учреждениям посредством благотворительного фонда «Закят» были переданы утюги, телевизоры, средства личной гигиены, сладости. Мы проводим праздники, встречи по профилактике курения, дарим подарки, беседуем с осужденными и их родственниками. Работа постоянно систематизируется, что делает ее более эффективной. Наша цель, как и цель ФСИН, - социализация заключенного для мирного сосуществования в социуме. Я уверен, что через направление каждого к вере и духовности, а также посредством повышения общей культуры и образования - человека можно исправить.

Насколько хватает сил, мы стараемся решить эти проблемы, чувствуя ответственность перед людьми, перед нашим народом, перед Всевышним. Я хочу подчеркнуть, что все эти проекты очень затратные и вопросы финансирования мы решаем исключительно сами, ни одной копейки мы не получили ни от каких-либо сторонних фондов и нам не выделяются и не были выделены никакие государственные гранды.

И в заключение, хочу сказать, что вопросы мусульманского радикализма необходимо решать не только посредством запретов и изоляции, о чем часто говорится, а комплексными мерами, главная роль в которых должна быть отведена эффективному просвещению. С людьми, идентифицирующими себя с мусульманским вероисповеданием, хочу это подчеркнуть, должны работать в первую очередь мусульманские организации. Для реализации этой работы акцент необходимо поставить на подготовку соответствующих кадров и распространение правильной информации, используя ресурсы мусульманских организаций и ФСИН России. 

21 ноября 2013 г., Москва

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.