закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


20 января 2014 14:06    

Выступление ректора МИУ Д.Хайретдинова на международной конференции «Коран и его роль в деле единства исламской уммы»

Текст доклада ректора Московского исламского университета Дамира Хайретдинова на международной конференции «Коран и его роль в деле единства исламской уммы», состоявшейся 17-19 января 2014 года в Тегеране.

Слава Аллаху, Господу миров, мир и благословения Посланнику Аллаха, его пречистому семейству и благородным сподвижникам, и всем, кто им следует вплоть до Судного дня.

Уважаемые участники конференции, мир вам, милость Аллаха и Его благословение! Позвольте мне, прежде всего, поблагодарить организаторов нашей встречи за их любезное приглашение в мой адрес выступить сегодня здесь, с трибуны этого высокого собрания, и передать его участникам сердечные приветствия и наилучшие пожелания от имени председателя Совета муфтиев России шейха Равиля Гайнутдина. В своем выступлении я хотел бы осветить некоторые аспекты по малоизвестной теме жизни мусульман-шиитов в России и их взаимодействию с суннитскими общинами, и проанализировать это на примере ряда городских общин нашей страны.

Сегодня можно считать доказанным, что мусульманские общины в целом ряде крупных городов России, включая две ее столицы Москву и Санкт-Петербург, образовались практически одновременно с их основанием. Эти общины всегда были многонациональны при доминировании представителей татарской нации, которая традиционно придерживается суннитского ханафитского мазхаба. В то же время в некоторых городах России проживало немало выходцев из числа приверженцев шиизма.

В Москве шииты фиксируются примерно с начала XVII века, когда Московское царство наладило интенсивные дипломатические контакты с Ираном. В 1625 году персидские послы привезли в Москву подарок шаха Аббаса – часть ризы (хитона) Иисуса Христа. Об этом хитоне, в котором якобы был распят Иисус Христос, объяснялось следующее: эта одежда типа мантии без рукавов, широкая и длинная, не являющаяся  сшитой; «да и ныне де тем делом во Аравии платье носят, а словет по арапски ихрам». Это событие стало настолько значительным для города и для всей Русской церкви, что в честь него был установлен особый праздник – Положение Ризы Господней в Успенском соборе Кремля.

Шах сопроводил этот подарок письмом, в котором говорилось, что он «за государя [российского] Бога молит, и он, де, шах, чает, что и ево во святых своих молитвах к Богу [царь Михаил Федорович] помянет». Кроме того, шах особо подчеркивал близость двух религий: «и сам де он, шах, во Христа и в Матерь Ево пречистую … верует».

На шведском плане Москвы 1674 года показан Персидский двор, располагавшийся в самом центре города, на улице Ильинке в Китай-городе. Это была дипломатическая резиденция не только для послов и купцов из Ирана, но, по мнению историков, этот двор специально предназначался для всех купцов с Востока. Между двумя странами шел активный торговый обмен; историки приводят подробное описание товаров, поставляемых в российскую столицу из Персии и Индии. По мнению католического миссионера, члена Ордена иезуитов из Чехии Иржи Давида, который в те годы служил в Москве, в городе существовала Персидская слобода. Очевидно, речь идет о том самом Персидском дворе, который к данному времени переживал пик своего развития.

В Санкт-Петербурге шиитская община сложилась с момента переноса туда российской столицы в начале XVIII века. Это были дипломаты и купцы из Персии, которые вели в далекой северной столице успешную торговлю: в течение этого столетия именно Персия являлась главным торговым партнером России на Востоке.

Численность данных общин была невелика, но со временем она увеличилась. Это было связано с вхождением в состав Российской империи азербайджанских земель. Кроме того, в архивах мне удалось встретить упоминания о проживавших в российских городах выходцах из Афганистана и Бадахшана – последняя территория известна как место компактного проживания шиитов-исмаилитов. В обеих российских столицах были основаны шиитские кладбища. Шиитский участок в Санкт-Петербурге представлял собой отдельную огороженную землю в пределах общемусульманского Волковского кладбища. Среди наиболее известных персонажей, захороненных там – представитель шахской династии Каджаров принц Шафи-Хан, служивший генералом в российской армии. В Москве в 1888 году также упоминается небольшое шиитское кладбище, но где оно располагалось, остается неизвестным.

Две очень важные общины шиитов сложились в Нижнем Новгороде и Астрахани – крупных торговых центрах на Волге. Именно через эти города Россия вела основную торговлю с Ираном и другими восточными странами. Шиитская мечеть под Нижним Новгородом известна с начала XIX века, она существовала параллельно с суннитской Ярмарочной мечетью. В 1880-х годах имам Ярмарочной мечети Джамиль Самирхан Соколлу был удостоен персидского ордена Льва и Солнца за усердия по открытию Шиитской мечети непосредственно в Нижнем Новгороде. К сожалению, ее дальнейшая судьба и даже месторасположение остается неизвестным.

Что касается Астрахани, то этот российский город на Каспии изначально, с середины XVI века имел крупную шиитскую общину. Здесь существовал отдельный Гилянский двор, населенный выходцами из северного Ирана. В 1616 году здесь впервые упоминается Гилянская мечеть, построенная персидским купцом Ходжа Муртазой для сефевидских подданных. К XIX веку жители Гилянского двора уже перемешались с окружающим их татарским населением и пополнили ряды татарской нации. Однако шиитская община продолжала существование, свидетельством чему является  Персидская мечеть, построенная в 1860 году.

Долгое время шииты в российских городах проживали довольно изолированно от мусульман-суннитов. Однако Новое время внесло существенные изменения в эту традицию. Первыми вступили в практику регулярных контактов с суннитами многочисленные шииты Астрахани. Известно о богословских диспутах, которые вел с шиитами в этом городе крупный татарский богослов Абдуннасыр аль-Курсави в 1809 году. В границах России они стали первыми суннитско-шиитскими переговорами наподобие дискуссий о признании джаафаритского мазхаба в качестве пятой законной правовой школы ислама, которые столетием ранее проводились по настоянию Надир-шаха.

Далее подобные контакты становятся все более интенсивными. Так, во время визита в Россию шаха Насер эд-Дина по приглашению императора Александра II в мае 1873 года в Москве его сопровождал имам суннитской мечети города Хайретдин Агеев, у которого тогда же появились средства для строительства здания исламского медресе около мечети.

Первым официальным совместным мероприятием суннитов и шиитов Российской империи стал Всероссийский мусульманский съезд, который состоялся в Нижнем Новгороде в 1905 году. Как писал богослов Муса Бигиев, тогда «в первый раз братья верующие, сунниты и шииты, открыли друг другу сердца, с радостью проявляли братство и религиозное, и исламское, и человеческое». Далее проживавшие в Москве азербайджанцы внесли огромный вклад в дело становления единой мусульманской общины города. Наибольшую известность получил нефтепромышленник Ага Шамси Асадуллаев, построивший на свои деньги огромный центр мусульманской культуры и образования.

Наконец, в октябре 1917 года впервые в истории России в Соборной мечети Санкт-Петербурга прошел совместный намаз суннитов и шиитов, который провел военный ахун Фаттахутдин Давлеткамов. В нем участвовали официальные представители столичных мусульманских организаций, представители шиитской общины Санкт-Петербурга и специально прибывшие из Закавказья азербайджанцы-шииты, где незадолго до этого началось движение в сторону религиозного сотрудничества между шиитами и суннитами. Очевидно, что движение в сторону консолидации полностью соответствовало той концепции единства, к которой нас призывает Всевышний Аллах в Своем благословенном Писании: «И держитесь крепко за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь на группы» (сура «Семейство Имрана», аят 103).

К сожалению, большевистская революция прервала поступательное развитие наших мусульманских общин. Среди десятков тысяч расстрелянных или умерших в лагерях имамов были и шиитские муллы. Среди тысяч разрушенных мечетей были и шиитские мечети Нижнего Новгорода, Астрахани, Дагестана. Среди десятков выгнанных с родины народов Советского Союза были и персы, насильно выселенные из России в конце 1930-х годов. И самое страшное, что полностью ликвидированной оказалась система исламского образования в нашей стране.

От страшных последствий десятилетий официального безбожия российские мусульмане не оправились до сих пор. По воле Аллаха и при помощи наших зарубежных братьев мы смогли построить новые или отреставрировать некоторые из сохранившихся мечетей. Однако до сих пор стоят в руинах десятки домов Аллаха, в том числе  старинные Персидские мечети Астрахани и Владикавказа. У нас отсутствуют собственные вакфы, с помощью которых мы могли бы проводить необходимую работу. Мы восстанавливаем наше исламское образование, однако всем должно быть очевидно, насколько это сложно и болезненно – выстраивать образовательную систему с нуля, не имея должной поддержки.

Ни для кого не секрет, что бичом современности для мировой мусульманской уммы является проблема такфира. Мы можем и должны вести дискуссии по разным актуальным вопросам между разными мазхабами в исламе, между различными религиями, однако это должно быть прерогативой ученых, получивших капитальные знания об исламе. Целью таких дискуссий является не только поиск истины, но и утверждение добрососедства между разными культурами и народами. Это особенно актуально для многонациональной Российской Федерации, которая является родным домом для сотен больших и малых народов. Хотелось бы надеяться, что программа по сближения мазхабов, которая так необходима в современных условиях, заработает в еще больших масштабах, принося пользу израненному многочисленными раздорами мусульманскому сообществу.

Благодарю вас за внимание. Мир вам, милость Аллаха и Его благословение.

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.