закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


24 марта 2014 14:06    

Муфтий Валиахмад Гаязов: В вопросах детского воспитания невозможно заменить семью

21 марта 2014 года председатель ДУМ Республики Коми, муфтий Валиахмад Гаязов принял участие в очередном заседании Попечительского Совета ГУ РК «Сыктывкарский специализированный дом ребенка», где выступил с кратким докладом по теме сиротства, опекунства и попечительства в исламе. Текст выступления:

Исламская опека и попечительство

Сегодня в России общественное значение семьи, брачных отношений является не очень высоким. А в вопросах детского воспитания заменить семью нечем. Никакой воспитатель не в состоянии дать ребенку то, что он получает от любящих родителей. В исламской  семье ребенок постигает то, что проявление покорности и уважения к родителям как часть проявления покорности, уважения и возвеличивания Аллаха. Он начинает понимать смысл хадиса «Рай - под ногами ваших матерей», верить в то, что достичь довольства Аллаха и обрести рай возможно, лишь достигнув довольства родителей.  И молитвы, и проклятия родителей в отношении своих детей принимаются Всевышним,  с детства  говорят  ребенку об этом.  

Рано потерял родителей Пророк Мухаммед (с.а.в.). Его отец Абдуллах умер за два месяца до рождения сына. Мать Пророка (с.а.в.) благочестивая Амина покинула этот мир через 6 лет. После смерти своего деда Абдульмутталиба юный 8-летний  Пророк (с.а.в.) был передан на попечение своему старшему дяде Абу Талибу.  С девяти-десяти лет он считался уже достаточно взрослым, чтобы пасти скот не только в ближайших окрестностях Мекки, но и на удаленных от города пастбищах. Несмотря на это, неизбежная невнимательность и равнодушие окружающих, раннее осознание своего положения бедного родственника, которому и в будущем не на кого надеяться, не только требовали от него сложного искусства не уронить в таких условиях своего достоинства, но и больно ранили, оставляли в душе много печали. Сам Мухаммед (с.а.в.) о своем детстве и юности говорил впоследствии просто: «Я был сиротой».

Когда один человек пожаловался Пророку (с.а.в.) на черствость своего сердца, тот сказал ему: «Погладь по головке сироту и накорми бедняка».  Если черствость к сироте дурно влияет на человека, то доброе отношение к нему является одним из лучших благодеяний перед Аллахом. Аллах приготовил тем, кто оказывает почтение сиротам, большую награду. Таким образом, доброе и терпеливое обращение с сиротой – способ совершенствовать свой нафс на пути Аллаха. Сироту легко обмануть, ввести в заблуждение, обидеть. Такие действия – богопротивны. Посягательство на имущество сироты -  один из величайших грехов, приводящих в Ад. Ислам не только запретил посягать на имущество сироты, но и сделал запретным пренебрежительное отношение и унижение сироты. Ислам бережет права слабых, побуждает людей на попечительство сирот. Пророк (с.а.в.) обещал поступающим таким образом место в Раю рядом с ним.

Традиционно у мусульман детей, оставшихся без родителей отдавали на воспитание в семьи родственников, соседей. Такой способ воспитания сирот позволял им становиться полноценно адаптированными членами общества. В татарских деревнях такие дети, подрастая, начинали помогать взрослым по хозяйству, не желая быть обузой. Позже в 30-е годы 20 века при раскулачивании наличие таких членов семьи становилось обвинением как использования труда батраков. Именно ислам стал у многих народов основой этики по отношению к такому вопросу, как сироты.

 

Сироты и Священный Коран

О сиротах говорится в аятах Священного Корана.

 «Они спрашивают тебя о сиротах. Скажи: «Делать им добро – хорошо. Если вы объедините свои дела, то ведь они – ваши братья. Аллах отличает нечестивца от творящего добро. Если бы Аллах захотел, то поставил бы вас в затруднительное положение. Воистину, Аллах – Могущественный, Мудрый»». (2. 220)

«Отдавайте сиротам их имущество и не меняйте скверное на хорошее. Не пожирайте их имущества вместе со своим имуществом. Воистину, это является великим грехом». (4.2)

«Испытывайте сирот, пока они не достигнут брачного возраста. Если обнаружите в них зрелый разум, то отдавайте им их имущество. Не пожирайте его, расточительствуя, в спешке, пока они не вырастут. Кто богат, пусть воздержится, а кто беден, пусть ест по справедливости. Когда вы отдаете им их имущество, то делайте это в присутствии свидетелей. Но довольно того, что Аллах ведет счет». (4.6)

«Воистину, те, которые несправедливо пожирают имущество сирот, наполняют свои животы Огнем и будут гореть в Пламени». (4.10)

«Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам, странникам и невольникам, которыми овладели ваши десницы». (4.36)

«И не приближайтесь к имуществу сироты, иначе как с тем, что лучше, пока он не достигнет крепости; выполняйте меру и вес по справедливости. Мы не возлагаем на душу ничего, кроме возможного для нее. А когда вы говорите, то будьте справедливы, хотя бы и к родственникам, и завет Аллаха выполняйте. Это завещал Он вам, - может быть, вы вспомните!» (6. 152)

Что дал Аллах в добычу посланнику Своему от обитателей селений, - то принадлежит Аллаху, и посланнику, и близким, и сиротам, и бедным, и путнику, чтобы не оказалось это распределением между богатыми у вас. И что даровал вам посланник, то берите, а что он вам запретил, от того удержитесь. И бойтесь Аллаха, ведь Аллах силен наказанием! (59.7)

«Ведь праведники пьют из сосуда, смесь в котором с кафуром, с источником, откуда пьют рабы божии, заставляя литься его течением. Они исполняют обеты и боятся дня, зло которого разлетается. Они кормят едой, несмотря на любовь к ней, бедняка, сироту и пленника: «Мы ведь кормим вас ради лика Божия; не желаем от вас ни воздаяния, ни благодарности! Мы ведь боимся от нашего Господа дня мрачного, грозного». (76. 5-10)

«Во имя Аллаха, милостивого, милосердного Видел ли ты того, кто считает ложью воздаяние? Это – тот, кто гонит сироту и не побуждает накормить бедняка. Горе молящимся, которые небрежны к своим намазам, которые лицемерят и отказывают даже в мелочи!» (106. 1-7)

«Видал ли ты того, Кто отвергает Воздаянье? Таков лишь тот, кто отгоняет сироту, Откажет в пище он тому, кто голодает. И горе верующим тем, кто небрежет в своих молитвах, кто свою веру ставит напоказ, а ближнему откажет в самом малом.» (107. 1-7)

Сирота Габдулла Тукай

Говоря о сиротах нельзя не упомянуть о великом татарском поэте Габдулле Тукае. Ему с малых лет довелось называть «мамой» семерых чужих женщин. 

Габдулла Тукай родилcя  1886 году  — мальчик рано остался круглым сиротой. Его отсылают к деду  в деревню. Родной бабушки уже не было в живых, многодетная семья. «Среди шести голубков неродной бабушки я был единственным галчонком: плакал — некому было утешить, норовил приласкаться — некому было приголубить, хотел поесть-попить — некому пожалеть — все толкали да обижали меня...» Дед был вынужден побираться по соседним деревням, нести домой черствые куски, спасая кучу детей от голодной смерти. Габдуллу посадили одному ямщику в сани и отправили в неведомый путь. В Казани, на Сенном базаре, тот ямщик ходил в толпе и выкрикивал: «Отдаю мальчика на усыновление! Бери, кому надо!» Из толпы вышел ремесленник из Новотатарской слободы Мухамметвали и увел мальчика к себе, обретя вместе с женой Газизой сына.

В этой семье Габдулла прожил два года. Затем почти одновременно заболели оба его приемных родителей: «На чьих же руках останется малыш, если мы вдруг помрем» Его проводили  обратно в Училе. Отсюда сироту Габдуллу отправили в деревню Кырлай, в сыновья к Сагди-абзый — для Габдуллы это был уже шестой дом... В Кырлае судьба отнеслась к мальчику благосклоннее. Во-первых, здесь он задержался подольше и начал учиться в медресе. Во-вторых, жизнь в Кырлае дала ему обилие таких впечатлений, которые позже щедро питали его творчество. В дальнейшем детство Габдуллы продолжалось в городе Уральске. Будучи взятым туда в семью купца Галиаскара Усманова, где хозяйкой была его тетя по линии отца, он учился в медресе  семьи меценатов Тухватуллиных, одновременно посещал русский класс, проявлял высокую одаренность в учебе. Здесь же появились первые литературные опыты Габдуллы Тукая.

21 марта 2014 г., Сыктывкар

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.