закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

RSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


15 октября 2015 09:47   Республика Крым 

Российское мусульманство имеет все возможности сказать свое слово в развитии мирового богословского и философского наследия

Фото ДУМ РК
Фото ДУМ РК

Доклад первого заместителя Председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации Дамира Мухетдинова на Международной конференции «Исламское образование в Крыму: исторические вехи и пути возрождения»

Уважаемый Эмирали-эфенди, уважаемые организаторы и участники Международной конференции «Исламское образование в Крыму: исторические вехи и пути возрождения»! 

От имени Духовного управления мусульман Российской Федерации и себя лично приветствую наше собрание братским мусульманским приветствием — Ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху — Мир Вам, милость Всевышнего и Его благословение! Прошу Господа миров о даровании нам и всем тем, кто последовал прямым путем, фуркана-различения, счастья истинного понимания Ислама и происходящего вокруг! 

Образование и просвещение в самом широком смысле является одной из приоритетных сфер государственной политики в отношении Ислама. Эта проблема была обозначена на заседании Совета по межнациональным отношениям в Уфе (22.10.2013), где наш президент В.В. Путин заявил, что «одна из важнейших задач — воссоздание собственной исламской богословской школы, которая обеспечит суверенитет российского духовного пространства». По мнению президента, эта школа должна откликаться на самые актуальные события и в России, и в мире в целом, давать свои оценки, «которые будут понятными и признанными для верующих». О жизненной важности образования наш национальный лидер вновь говорил на открытии нового здания Московской Соборной мечети (23.09.15). Он отметил, что «государство будет и впредь помогать воссозданию отечественной мусульманской богословской школы, своей системы религиозного образования».

Практические шаги в данном направлении уже обсуждались несколько дней назад в Кремле в ходе совещания главы Администрации Президента РФ Сергея Иванова с религиозными лидерами нашей страны. 

Российское мусульманство имеет все возможности, опираясь на многовековой отечественный опыт в системе религиозного образования и на богатейшее историческое и культурное наследие всей нашей цивилизации, сказать свое слово в развитии мирового богословского и философского наследия. 

Я полагаю, что концептуальной основой для восстановления отечественной богословской школы должны стать те принципы, которые были заявлены российскими мусульманскими просветителями в конце XIX — первой четверти XX вв. Не случайно, что крупнейший представитель джадидизма, крымскотатарский мыслитель Исмаил Гаспринский к названию своей программной статьи «Русское мусульманство» добавил в скобках пояснение: «суть джадидизма». По его мнению, джадидизм не может формулироваться в терминах абстрактного «обновления». Любое «обновление» имеет социокультурный фундамент, оно укоренено в социально-историческом контексте. И российское мусульманское обновление на современном этапе  развивает идеи русского мусульманства, сформулированные Гаспринским.   Оно подразумевает цивилизационный союз русского народа как носителя традиций европейского просвещения и православной  всемирной отзывчивости и мусульманских народов России как носителей интеллектуальных и культурных традиций дар уль-Ислама. Именно в этом взаимодействии кроется суть джадидизма.

Гаспринский справедливо подчеркивал, что Коран призывает к разумному познанию, в том числе к разумному рассмотрению вопросов веры. Знание – это одна из высших ценностей Ислама. В завершении своей статьи он цитирует слова, приписываемые Али ибн Абу Талибу (да будет доволен им Аллах): «Чернила ученого столь же достойны уважения, как и кровь мученика».

Здесь можно также напомнить о следующем хадисе, переданном аль-Бухари: «Тому, кто встал на путь поиска знаний, Аллах облегчит путь в Рай». Или приведем другой хадис: «Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина и каждой мусульманки» (ат-Тирмизи).

В Коране много раз встречается обращение к «обладателям разума», к «людям разумеющим». В одном аяте подчеркивается: «Возвышает Аллах тех из вас, которые уверовали, и тех, кому даровано знание, на разные степени» (58:11). Иными словами, стремление к знаниям, к образованию, просвещение - суть призыва Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение). 

Джадиды справедливо подметили, что кораническое откровение призывает нас как к религиозному, так и к научному познанию. И поэтому они были весьма удручены положением современного им исламского мира, который заметно отстал от европейской цивилизации. Многое ли изменилось с тех пор? Является ли сейчас исламский мир центром наук и просвещения? Я думаю, это риторический вопрос. И он тем более актуален в отношении российских мусульман, которые в значительной степени уступают в религиозных науках своим ближневосточным единоверцам, но при этом в основном превосходят их в светских науках и в уровне массового образования вообще. 

Полагаю, что в сфере образования и в деле восстановления отечественной богословской школы необходима интегральная программа, которая бы охватывала как религиозные, так и светские науки. Очертания этой программы были намечены муфтием Гайнутдином в докладе на II Бигиевских чтениях, которые прошли в мае этого года в Санкт-Петербурге. Как справедливо отметил муфтий, перед мусульманином, стремящимся к рациональному осмыслению действительности, сейчас стоит пять фундаментальных вопросов: вопрос о релевантности философии вообще; классическая проблематика метафизики и антропологии; вопрос о единстве и многообразии человечества; вопрос о религиозном многообразии; проблема толерантности и социальной эмансипации. Думаю, требуется дальнейшее обсуждение этих вопросов и уточнение принципов, которые должны быть заложены в программу обновления религиозного и светского знания. Без такой интегральной программы любые попытки восстановления отечественной богословской школы, в лучшем случае, сведутся к заучиванию и повторению уже пройденных философских моделей, а в худшем случае – просто провалятся.

В итоге в качестве одной из важнейших целей нам видится формирование российской мусульманской богословской школы как центра, стержня и точки сборки для наших единоверцев тех стран, где процессы интеграции мусульманских меньшинств в социальную систему многоконфессиональных светских государств только налаживаются. Помимо нашего исторического наследия, в последние 20 лет Россия накопила огромный опыт интеграции мигрантов, преимущественно мусульман. Это все может быть серьезным каналом культурного экспорта и мягкой силы России в современном мире. 

Скажу несколько слов о той деятельности по исламскому образованию, что проводится нами в Духовном управлении мусульман Российской Федерации. В рамках небольшого доклада невозможно охватить все аспекты этой деятельности, поэтому остановлюсь лишь на новом образовательном проекте, который связан с Московским государственным университетом.

С этого учебного года в Институте стран Азии и Африки МГУ начнет работать Центр исламских исследований. Этот Центр мыслится как главный в МГУ орган научной экспертизы и координации образовательных и исследовательских проектов, реализуемых в соответствии с правительственной программой. На его основе предполагается развернуть подготовку специалистов всех уровней (бакалавров, магистров, кандидатов и докторов наук) с углубленным знанием ислама и исламской культуры. Работа Центра ведется в двух основных направлениях: научном и образовательном, при этом оба эти направления взаимосвязаны. Образовательная деятельность без поддержки фундаментальных научных исследований мало продуктивна. Ни исламское, ни исламоведческое образование не может существовать без знания и понимания современных научных проблем и дискуссий.

Приоритетной задачей Центра является развитие различных аспектов светского знания об исламе в едином проблемном, коммуникативном и институциональном поле, что могло бы позволить сформировать общее пространство взаимодействия светских и исламских институтов – научных, религиозных и культурно-просветительских, общественных, медийно-информационных и т.д. – в целях поддержания и укрепления гражданского единства российской политической нации. Мы надеемся, что Центр станет главным координирующим звеном в процессе реализации такого рода идеи.

Важной концептуальной инновацией Центра является то, что его интеллектуальным ядром выступает мусульманская богословская мысль. Центр ставит перед собой задачу ее развития в современном контексте. Отечественная мусульманская мысль обладает той спецификой, что она сочетает в себе три традиции образования: традиционно-мусульманскую, российскую и европейскую, то есть наследие трех великих цивилизаций.

Таким образом, хотя Центр ориентирован на исламоведческую проблематику самого широкого профиля, его концептуальное ядро связано с решением тех вопросов, которые были поставлены джадидами. В современном контексте эти вопросы образуют интегральную программу, охватывающую религиозные и светские науки и базирующуюся на самоосмыслении российского мусульманства как единого целого, которое гармонично развивается как часть дар уль-Ислам и российской цивилизации. Полагаю, что в этом и могла бы состоять суть джадидизма нашего времени. И очень надеюсь, что реализация подобной программы приблизит нас к выполнению завета, оставленного великим Гаспринским и выраженного в следующих словах: «Я верую, что рано или поздно русское мусульманство, воспитанное Россией, станет во главе умственного развития и цивилизации остального мусульманства».

11 октября 2015 г., Ялта

Система Orphus
ИТОГИ
Интерактивная карта ислама в России

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2021 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна