Корановедение в России: от Корана Усмана до наших дней
9 февраля первый заместитель председателя ДУМ РФ, доктор теологии Дамир Мухетдинов посетил Институт восточных рукописей РАН в Санкт-Петербурге, где ученому была предоставлена возможность изучить несколько листов т.н. Корана Усмана, хранящихся в ИВР РАН.
Кораном Усмана принято называть рукописные мусхафы Благородного Корана, которые были переписаны по повелению третьего праведного халифа Усмана и направлены в разные части исламского мира в качестве образцового текста для дальнейшего чтения, заучивания наизусть и переписывания. В настоящее время науке известно лишь несколько экземпляров таких Коранов. В их числе — 81 лист, написанный на пергамене и относящийся к VII-VIII векам, хранится в Институте восточных рукописей РАН.
Несколько листов для ознакомления и изучения были предоставлены директором ИВР РАН, доктором исторических наук Ириной Поповой ректору Московского исламского института и директору Центра исламских исследований СПбГУ профессору Дамиру Мухетдинову во время его очередного визита в Институт.
Изучение рукописи Благородного Корана VII--VIII веков, хранящейся в Санкт-Петербурге, является частью корановедческих изысканий Московского исламского института и Центра исламских исследований СПбГУ. В рамках комплексных исследований происходит обобщение данных о рукописях, печатных изданиях и переводах смыслов Благородного Корана, хранящихся в различных библиотеках и собраниях на территории Российской Федерации, уточнение определенных ранее научных данных и введение в оборот новых. В частности, профессором Мухетдиновым была проведена большая исследовательская работа относительно первого в истории перевода Корана на русский язык «Алкоран о Магомете, или Закон Турецкий», изданного по указу Петра I в 1716 г., а также двух рукописей перевода Корана, принадлежащих ученому Петру Постникову, о которых в научной среде существуют разночтения.
В рамках обширной исследовательской программы по благословению председателя ДУМ Российской Федерации муфтия шейха Равиля Гайнутдина в издательском доме «Медина» основаны книжные серии «Коран в России» и «Наследие российского исламоведения» и вышли факсимильные издания указанного перевода Корана 1716 года, «Книга систима или Состояние мухаммеданския религии» сподвижника Петра I Дмитрия Кантемира 1722 года и первого отпечатанного в России типографским способом по указу Екатерины II арабского текста Корана 1787 года. Оригиналы всех трех книг хранятся в Российской национальной библиотеке, которая также вносит вклад в научную программу, осуществляя оцифровку исключительно важных для корановедения и исламоведения в России фолиантов.
Результаты указанной научной программы на протяжении 2020-2023 годов публиковались и будут продолжать публиковаться на страницах журнала «Ислам в современном мире», «Исламская мысль», «Минарет ислама», «Минбар», «Вопросы теологии» и др.
Перечень статей Д. В. Мухетдинова и других авторов, вышедших по теме корановедения в России и мире в рамках указанной программы:
Мухетдинов Д. В.
Трансформация парадигмы перевода Корана на латинский язык: между полемикой и наукой
Д. В. Мухетдинов
Аналитический обзор русских переводов Корана конца XX в.
Д. В. Мухетдинов
Аналитический обзор русских переводов Корана начала XXI в.
Д. В. Мухетдинов
Первые переводы Корана на русский язык, выполненные в Петровскую Эпоху: текущее состояние исследований и перспективы дальнейшего изучения
Примечательно, что на современном этапе российское корановедение выходит на новый этап своего развития, поскольку оно обогащается не только за счет систематизации, переиздания и введения в широкий доступ трудов предшествующих поколений исламоведов, но и за счет трудов российских мусульманских теологов конца XIX – начала ХХ веков. Это, в том числе, труды Шихабутдина Марджани («Книга о полезном и важном»), Ризаэтдина Фахретдина («Коран и книгопечатание») и Мусы Бигиева («История Корана и его сводов»), впервые выходящие в переводе на русский язык в серии «Исламская мысль в России: возрождение и переосмысление» в издательском доме «Медина». Изучение Корана Усмана как одной из ценнейших исламских реликвий, хранящихся на территории России, является знаковой частью отечественных корановедческих исследований.