закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


28 июля 2023 12:53   Нижегородская область 

Историческое наследие Фаизханова. Х. Фаизханов и работа Ш. Марджани по истории Булгарии и Казанского ханства в 1859–1862 гг.

В статье, продолжающей цикл работ, приуроченных к 200-летнему юбилею Хусаина Фаизханова (1823–1866), рассматривается эволюция методов исторического исследования ученого. Показаны этапы становления Х. Фаизханова как историка и выявлены факторы трансформации его взглядов и подходов. Первый опыт подготовки самостоятельной исследовательской работы был получен Х. Фаизхановым предположительно в 1859–1860 гг. во время написания общей истории населения Среднего Поволжья. В последующем Х. Фаизханов подвигнул на подготовку такой работы Ш. Марджани, завершившего ее в 1862 г. Под влиянием дальнейших собственных открытий в источниковедении и углубления в исследовательские методики Х. Фаизханов, вероятно, в том же 1862 г. приступает к подготовке специальных научных работ по истории Волжской Булгарии, Казанского и Касимовского ханств. Первая из них считается утраченной, две другие не были закончены, но оказались обнаружены в виде рукописей, анализ которых позволил утверждать, что они однозначно были включены в последующем в сочинение Ш. Марджани «Мустафāд ал-’ах˘бāр фӣ ах.вāл К̣азāн ва Булг̣āр». Противоречия внутри самой работы Ш. Марджани приводят к мысли, что работу Х. Фаизханова по Волжской Булгарии постигла та же участь.

Введение

В текущем году отмечается 200-летний юбилей со дня рождения Хусаина Фаизханова (1823–1866). К этой дате мы приурочили цикл работ, в которых намерены изложить новую, более соответствующую данным актуальных изысканий, трактовку различных аспектов жизни и деятельности ученого[i]. Настоящая статья – вторая в заявленном цикле.

Длительное время Хусаин Фаизханов не был широко известен в качестве самостоятельного исследователя-историка. Тем не менее о его талантах в этой области писали некоторые его современники и последователи. Не ставя под сомнение способности и трудолюбие Х. Фаизханова, они все же отводили ему роль своего рода сборщика материала для известных исторических трудов В. В. Вельяминова-Зернова и Ш. Марджани, в частности[ii]. Если в отношении фундаментального труда «Материалы для истории Крымского ханства» (1864), представляющего собой свод источников и не содержащего исследовательской части, такая оценка вполне допустима, то в отношении исторического наследия Ш. Марджани она заслуживает кардинального пересмотра.

Уже Риза Фахретдин (1859–1936), хотя и знавший биографию Х. Фаизханова по весьма отрывочным сведениям, отмечал непосредственное и первостепенное влияние Х. Фаизханова на становление Ш. Марджани как историка[iii]. Ш. Марджани известен своим трудом «Мустафāд ал-’ах˘бāр фӣ ах.вāл К̣азāн ва Булг̣āр» («Изучение известий о состоянии Казани и Булгара», первое издание первого тома – 1885 г.)[iv]. Р. Фахретдин прямо высказывался о том, что содержащиеся в нем положения во многом отражают взгляды Х. Фаизханова, о которых он мог судить, будучи знаком с перепиской Х. Фаизханова и Ш. Марджани[v]. Расширить представления об этой сфере деятельности Х. Фаизханова позволили обнаруженные в 1986 г. рукописи исторических трудов «К̣āсимский х˘āнлыг̣ы» (ﻲﻐﻟﻧﺎﺧ ﻲﻜﺳﺍﻢﺳﺎﻗ, «Касимовское ханство») и «К̣азāн тāрӣх˘ы» (قزان تاريخي, «История Казани»), о чем было сообщено в 2002 г. Р. Ф. Мардановым[vi]. Впоследствии Р. Ф. Марданов прямо сформулировал мысль о том, что тексты Ш. Марджани частично восходят к текстам Х. Фаизханова: подтверждением тому – возможность полностью отождествить фрагменты рукописей трудов Х. Фаизханова о Казанском и Касимовском ханствах с фрагментами «Мустафāд ал-’ах˘бāр фӣ ах.вāл К̣азāн ва Булг̣āр», написанном Ш. Марджани, при замене тюркских слов аналогами из арабского и фарси[vii]. Позже Р. Ф. Мардановым была обнаружена и опубликована рукопись незавершенного исторического сочинения, излагающего историю татар, которая была идентифицирована им как труд Х. Фаизханова, хотя и представленный не в подлиннике[viii]. Это открытие позволило скорректировать некоторые сведения о хронологии научной деятельности Х. Фаизханова и составить представление о его профессиональном росте в качестве историка.

Х. Фаизханов и работа Ш. Марджани по истории Булгарии и Казанского ханства в 1859–1862 гг.

Анализ доступных в настоящее время документов показывает, что начиная, по меньшей мере, с 1860 г.[ix], одной из главных тем писем Х. Фаизханова, адресованных Ш. Марджани, становится обсуждение вопросов, связанных с подготовкой последним работы по истории Волжской Булгарии. В одном из первых таких писем (написанном, судя по общему содержанию, в зимний период) Х. Фаизханов выражает большие надежды на то, что Ш. Марджани соберет сведения по Булгарии, которые теперь так необходимы для науки[x]. В одном из писем (от 16 августа 1860 г.) Х. Фаизханов обращается к Ш. Марджани с просьбой прислать ему сведения о булгарских правителях. Здесь же он обсуждает работу Ш. Марджани как уже находящуюся в процессе написания. Х. Фаизханов с сожалением пишет о невозможности опубликовать ее в Петербурге, но заявляет о готовности оказать со своей стороны любую необходимую помощь — и в присылке книг, и в сверке недостаточно ясных мест в источниках по доступной ему научной литературе[xi]. Следует напомнить, что у самого Х. Фаизханова в тот период было мало свободного времени: не имея официального трудоустройства, он, чтобы обеспечить семью, зарабатывал на жизнь перепиской рукописей по поручению Азиатского музея; будучи избран 22 марта 1860 г. членом Императорского Археологического общества, летом того же года он был командирован в Касимов, затем посетил Оренбургский край[xii]. Из дальнейшей переписки (письмо от 1 ноября, вероятно, 1860 или 1861 г.) следует, что Х. Фаизханов регулярно получал от Ш. Марджани сведения о булгарах, при этом со своей стороны снабжал его необходимой литературой[xiii]. Судя по доступным источникам, с предложением об издании труда Ш. Марджани Х. Фаизханов обращается к нему примерно через два года: в письме от 30 ноября 1862 г. Х. Фаизханов говорит о необходимости перевести труд Ш. Марджани с арабского на тюркский, при этом упоминает об имеющейся теперь возможности опубликовать его в Петербурге[xiv]. Напомним, что тогда же, 3 ноября 1862 г., Х. Фаизханов был наконец официально зачислен в штат факультета восточных языков на должность учителя каллиграфии и смог приступить к своим обязанностям как полноправный сотрудник[xv].

Впервые как историк Волжской Булгарии и Казанского ханства Ш. Марджани выступает в труде, представленном в качестве доклада на Четвертом Археологическом съезде, состоявшемся летом 1877 г. в Казани. Его текст был переведен с татарского языка В. В. Радловым[xvi]. В начале работы автор замечает, что написал ее в месяц рамадан 1278 г. х. (02–31.03.1862). Это сочинение отличается длинными перечнями имен правителей Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского и Крымского ханств с периодическим добавлением количества лет их правления и некоторых событийных подробностей. Много места уделяется рассуждениям о достоверности сведений, собранных представителями татарской историографии XVIII–XIX вв. Возможно, об этом сочинении и идет речь в письме Х. Фаизханова от 30 ноября 1862 г. (см. выше), где он характеризует эту книгу как «краткую» (ﻣﺨﺘﺼﺮ ). Неясно, высылал в итоге Ш. Марджани эту работу Х. Фаизханову или нет, но в дальнейшем она уже требовала некоторого обновления. Это была самостоятельная работа Ш. Марджани, частями включенная в сочинение «Мустафāд ал-’ах˘бāр фӣ ах.вāл К̣азāн ва Булг̣āр», в котором оказалось возможным учесть новые сведения.

Журнал «Ислам в современном мире» (Том 19/№ 2/июнь/2023)



[i] См.: Мухетдинов Д. В. Х. Фаизханов и его взаимоотношения с А. К. Казембеком и Ш. Марджани: опыт переосмыления // Ислам в современном мире. 2023. Т. 19. № 1. С. 27–46.

[ii] См., напр.:Шәрәф Шәһәр. Мәрҗанинеӊ тәржемәи хәле // «Мәрҗани» җыентыгы. Казан: Мәгариф, 1915. Б. 114;Валиди Дж. Очерк истории образованности и литературы татар. Казань: Изд-во «Иман», 1998. С. 60.

[iii] Рукопись «“Шиһабетдин хәзрәт Мәрҗани хакында язмалар”дан бер өзек» от 26 марта 1912 г., хранящаяся в архиве Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра Российской академии наук; цит. в кн.: Хөсәен Фәезханов: тарихи-документаль җыентык / [төзүче автор: Р. Мәрданов]. Казан: Җыен, 2006. Б. 530–531; Фәхретдин Р. С. Болгар вә Казан төрекләре. Казан: Татар. кит. нәшр., 2021. Б. 245.

[iv]Марджани Ш. Ал-К̣исм ал-’аввал мин китāб Мустафāд ал-’ах˘бāр фӣ ах.вāл К̣азāн ва Булг̣āр. Казань: Типогр. Б. Л. Домбровского, 1897. 264 б. (на старотатарск.). Перевод на рус. яз.:Марджани Ш. Извлечение вестей о состоянии Казани и Булгара (Мустафад ал-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар) / [пер. со старотат. Р. К. Адыгамов]. Казань: Издательство «Фэн» АН РТ, 2005. Ч. I. 255 с.

[v] Хөсәен Фәезханов: тарихи-документаль җыентык. Б. 531;Фәхретдин Р. С. Болгар вә Казан төрекләре. Б. 245–246.

[vi]Мәрданов Р. Тарих битләрен актарганда // Казан утлары / Огни Казани. 2002. № 3. С. 125–137.

[vii]Мәрданов Р. «Хөсәен Фәезханов» китабы // Хөсәен Фәезханов: тарихи-документаль җыентык. Б. 10–16;Мәрданов Р. Мәрҗани–Фәезханов хезмәттәшлеге: яңа фактлар // Казан утлары / Огни Казани. 2007. № 3. С. 136–140.

[viii][Фәезханов Хөсәен]. Кыскача татар тарихы / төз. Р. Ф. Мәрданов. Казан: “Милли китап” нәшрияты, 2011. 68 б. (“Татар археографиясе” сериясе. 7нче китап).

[ix] Ср.:Мәрданов Р. Ата-бабалар тарихы //[Фәезханов Хөсәен]. Кыскача татар тарихы. Б. 7.

[x] Нерасторжимая связь: письма Хусаина Фаизханова Шихабутдину Марджани / ред.-сост. Д. В. Мухетдинов. 2-е изд., испр. и доп. М.: ИД «Медина», 2018. С. 112 (татар. транскр.), 114 (рус. перев.), ٣٨ (тюрк. текст).

[xi] Там же. С. 103–104 (татар. транскр.), 107–108 (рус. перев.), ٣٣–٣٤ (тюрк. текст).

[xii]Мухетдинов Д. В. Хусаин Фаизхан — классик татарского просвещения, истории и педагогики. М.; Н. Новгород: ИД «Медина», 2014. С. 57, 77, 88, 91, 280 (письмо Х. Фаизханова Н. И. Ильминскому).

[xiii] Нерасторжимая связь: письма Хусаина Фаизханова Шихабутдину Марджани. С. 80 (татар. транскр.), 80–81 (рус. перев.), примеч. 7, с. ١٩ (тюрк. текст).

[xiv] Там же. С. 124 (татар. транскр.), 125 (рус. перев.), ٤٤ (тюрк. текст).

[xv] Там же. С. 63.

[xvi]Шихаб уд-дин Багаутдинов [Марджани]. Очерк истории Болгарского и Казанского царств / [перевод В. В. Радлова] // Известия о занятиях Четвертого Археологического съезда в Казани [с 31 июля по 18 августа 1877 года] / [изд. под ред. секретаря съезда Д. А. Корсакова]. Казань: Тип. Имп. ун-та, 1877. Т. I. С. 40–58.

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.