закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


31 мая 2017 16:52    

Достоинства Священного месяца Рамадан 

 Название этого священного месяца происходит от арабского глагола рамида, означающего «быть горячим, раскаленным», поскольку в до­исламские времена, когда арабские племена привязывали календарь к временам года, этот девятый лунный месяц приходился на жаркое лето.

Пост

Слово саум, т. е. пост [1], означает «полное воздержание». В течение всего Рамадана все мусульмане, которые в состоянии соблюдать пост, постятся от рассвета до захода солнца. При этом, по мнению большинства ученых, момент появления зари или захода солнца определяется, исходя из исчисления времени по месту проживания.

Предписание соблюдать пост именно таким образом исходит непосредственно из слова Всевышнего Аллаха, Который сказал в Коране:

«…ешьте и пейте, пока заря не позволит вам отличить белую нить от черной…» [2].

В течение светлого времени суток верующие воздерживаются от еды, питья, интимных отношений и т. д. Также следует обуздывать свои эмоции, т. е. стараться не гневаться, не ругаться и не спорить друг с другом. Кроме того, Пророк Мухаммад  ﷺ предупреждал:

«Кто продолжает лгать и лжесвидетельствовать в месяц поста, тот напрасно лишает себя пищи и питья» [3].

Соблюдение поста необходимо для того, чтобы помочь нам сильнее осознать противостоящие друг другу силы нашей низшей и высшей природы, ибо материальная сущность (нафс) постоянно ищет материального удовлетворения, тогда как наша духовная природа (рух) желает отыскать пути к довольству Всевышнего Аллаха.

Мы часто подчиняемся требованиям нашего тела. Как только мы проголодаемся, сразу спешим схватить какой-нибудь кусок еды; если нас обуревает жажда, мы немедленно находим что-нибудь попить. В противоположность такой зависимости во время поста усиливается наша воля: мы напоминаем себе, что можем преодолеть свой нафс с его требованиями чувственного удовлетворения. Таким образом, пост как деяние, угодное Всевышнему, становится не только нашим долгом, но и удовольствием от преодоления своей низшей природы.

Посту, как и любому другому благому делу, предшествует намерение (ният), которое можно совершить «про себя», а можно проговорить вслух. При этом эту фразу позволяется произносить, как на арабском, так и на своем родном языке, поскольку намерение является частью искреннего порыва сердца. Существуют разные формы произносимых слов, одной из которых может служить следующая:

«Навяйту ан асума саума шахри Рамадан миналь-фаджри иляль-магриби халисан лилляхи Та-аля». «Иләһи ният кылдым, Раббым, Үзеңнең ризалыгың өчен Рамазан уразасын тотмакка, таң беленгәннән алып кояш баеганга кадәр». «Я вознамерился (–ась) соблюсти пост в дни месяца Рамадан от рассвета до заката, искренне во имя Аллаха Всевышнего».

Для того, чтобы соблюдать пост было легче, существует практика утреннего приема пищи, называемая сухур [4]. Как известно, Посланник Аллаха  ﷺ рекомендовал перед началом поста принимать пищу или хотя бы выпить глоток воды. Однако следует отметить, что в различных регионах в разное время года необходимо учитывать длительность светового дня. Так, например, в России, начиная с весны и заканчивая осенью, длительность светлого времени суток достаточно долгая, следовательно, сухуру необходимо уделять особое внимание. Тогда как в зимний период времени часть мусульман сухур пропускает, что обусловлено коротким световым днем. Исходя из того, что утренний прием пищи не является фардом, т. е. обязательным предписанием, каждый мусульманин может сам регулировать свой распорядок в зависимости от тех или иных обстоятельств.

Ифтар [5] следует совершать после захода Солн­ца (по-арабски: магриб), и, согласно словам Пророка  ﷺ, прием пищи задерживать не рекомендуется. Как правило, ифтар совершают легкой пищей, среди которой наиболее предпочтительными являются: финики, вода или фрукты, которых не касался огонь. Естественно, что при их отсутствии, ифтар совершается любой другой пищей. Сразу после этого рекомендуется обратиться к Всевышнему с мольбой (дуа). Например:

«Аллахумма лякя сумту, ва бикя аманту, ва аляйкя таваккяльту, ва аля ризкыкя афтарту, фагфирляна йа Гаффару ма каддамту ва ма аххарту». «О, Аллах! Ради Тебя держал я пост и в Тебя я уверовал и только на Тебя положился и Твоими дарами разговелся. Прости нам грехи наши, о, Всепрощающий, те, которые уже совершены, и те, которые еще могут быть совершены».

Среди мусульман большое распространение получила практика совместных ифтаров на специально приуроченных к этому маджлисах. Это в полной мере соответствует достоверным хадисам, согласно которым Посланник Аллаха ﷺ говорил, что «тот, кто накормит постящегося, получит такую же награду (аджр), как и сами постящиеся».

 

Таравих — ​дополнительные намазы

Вечерние молитвы во время Рамадана были названы таравих (мн. ч. от арабского слова тарвиха, т. е. «отдохновение») ввиду того, что после каждых четырех ракятов такого намаза желательно делать паузу для отдыха. Совершение молитв таравих является действием, относящимся к категории сунна муаккада, что означает степень крайней желательности. На это, в частности, указывают такие слова Пророка  ﷺ:

«Тому, кто во время Рамадана будет молиться по ночам с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи» [6].

Известно, что одно время Посланник Аллаха  ﷺ проводил такие молитвы совместно с другими мусульманами, но потом отказался от этого из жалости к умме и опасений, что совершение этих намазов станет обязательным. Данное обстоятельство служит указанием на то, что совместное проведение молитв таравих соответствует шариату.

Во время совершения намазов таравих имаму следует читать Коран столько, чтобы это не отталкивало от молитвы других ее участников, и поэтому он должен быть осведомлен о состоянии тех, кто молится под его руководством. Если молящие­ся не будут против, то во время каждого ракята можно читать такое количество аятов, чтобы прочесть весь Коран в течение месяца.

Это же относится и к количеству ракятов, максимальное число которых ограничивается двадцатью. При этом, однако, необходимо учитывать, что Всевышний Аллах доволен лишь таким поклонением, которое не надоедает нам самим. Об этом свидетельствуют слова Пророка , сказанные им в ответ на похвалу одной из женщин, которая столь сильно изнуряла себя дополнительными обрядами поклонения, что едва ли не полностью выбивалась из сил. Посланник Аллаха  ﷺ  велел прекратить хвалить эту женщину и сказал:

«Должны вы делать лишь то, что вам по силам! И клянусь Аллахом, Аллах не устанет (от вашего поклонения), пока вы сами не устанете» [7].

В связи с этим, а также по причине необязательности таравиха, мусульмане имеют право сами определять то число ракятов, которое они имеют желание и возможность совершить [8].

После совершения 8-ми ракятов существует традиция отдыха, во время которого можно совершать зикр, то есть, поминание Всевышнего. Одной из наиболее распространенных в России форм такого поминания являются следующие слова:

«Субхана зиль-мульки валь-малякут, субхана зиль-иззати валь-кудурати, валь-кибрияи валь-джабарут, субханаль-Мяликиль-Хаййиль-лязи ля ямут, Суббухун Куддусун Раббуль-маляикяти вар-рух» (3 раза), после чего читается дуа:

«Ля иляха илляллах, настагфируллах, нас-алюкяль-джанната ва наузу бикя минан-нар» [9].

«Хвала Обладателю власти и господства, хвала Обладателю славы, могущества, величия и мощи, хвала Властелину, Вечно живому, Который никогда не умрет, Преславному, Пресвятому, Господу ангелов и духа».

«Нет бога, кроме Аллаха (Бога Единого), и мы просим у Аллаха о прощении, мы просим Тебя (о, Аллах) о Рае и прибегаем к помощи Твоей от Огня».

Молитвы таравих совершаются после предписанной вечерней молитвы ’иша, совершать же их до нее недопустимо, поскольку это не соответствует Сунне Пророка  ﷺ. Не возбраняется откладывать их до наступления второй половины ночи. Однако, если задержка приведет к тому, что провести таравих коллективно будет невозможно, откладывать его нежелательно, поскольку эти молитвы предпочтительно проводить совмест­но. Кроме того, молитвы таравих совершаются до витра (дополнительной ночной молитвы), при этом во время Рамадана витр-намаз также лучше совершать совместно, за исключением таких случаев, когда верующий хочет совершить эту молитву в конце ночи.

 

И’тикяф — ​уединение в мечети

Практика игтикяфа, в основном, связана с последними днями Священного месяца, когда верующие по собственному желанию остаются на определенное количество дней и ночей в мечети, не выходя оттуда до окончания поста. Таким образом, мусульмане словно «берут отпуск от мирской жизни», посвящая его, насколько это возможно, Всевышнему. В этот период верующие заняты исключительно поклонением, включающим в себя не только совершение намазов, но и поминание Всевышнего (зикр), а также чтение Корана и дуа.

Что касается пищи, то ее, как правило, приносят родственники или знакомые, с которыми заранее договаривается тот, кто желает уединиться, либо мусульмане питаются в близлежащих кафе. Такая практика в чем-то похожа на монастырский уклад жизни, причем не только христианский, но и буддийский. Однако, в отличие от представителей этих религий, мусульмане не уходят от мирской жизни навсегда, возвращаясь к ней через определенный промежуток времени. В последние годы традиция игтикяфа стала доступна и в крупных российских городах.

 

Ляйлятуль-Кадр (Ночь Предопределения или Кадер кичәсе)

Всевышний Аллах сказал в Коране:

«Ночь предопределения — ​лучше, чем тысяча месяцев».

И это означает, что одна единственная ночь — ​лучше, чем целая человеческая жизнь, поскольку тысяча месяцев приблизительно равна 83 годам, что составляет средний срок одной человеческой жизни.

Согласно сложившейся традиции, считается, что эта ночь приходится на 27-е число Рамадана, и, согласно одному из хадисов, Ночь предопределения действительно часто приходится на 27-е Рамадана, из-за чего многие мусульмане и ждут наступления именно этой даты.

Однако, исходя из хадисов Пророка Мухаммада  ﷺ , мусульмане должны не ждать наступления этой ночи, а искать ее:

«Ищите ее», — ​предписывает нам Посланник Аллаха  ﷺ , — «в последних десяти (нечетных) ночах Рамадана» [10].

Слова Пророка  ﷺ подразумевают возможность наступления этой благословенной ночи 21, 23, 25, 27 или 29-го числа; также она может наступить и 30-го Рамадана. Таким образом, выбрав только одну ночь и не обращая внимания на другие ночи, мусульмане рискуют пропустить это благословенное время, поскольку никому, кроме Всевышнего Аллаха, неизвестно, когда же все-таки Ночь предопределения наступит. Следовательно, верующим необходимо попытаться провести последние десять ночей этого благословенного месяца с наибольшим рвением и искренностью, стремясь застать эту ночь в совершении благих и богоугодных деяний, таких как чтение Корана, совершение намазов, поминание Всевышнего и обращение к Нему с мольбами.

В Коране отмечается, что в Ночь предопределения бесчисленное количество ангелов нисходит в наш мир, и каждая мольба или просьба, каждое благое дело, совершенное в эту ночь, моментально фиксируются ими и возносятся к нашему Создателю.

«Она — ​салям (т. е. покой и мир) вплоть до наступления зари», — ​говорится также в Коране, и вознаграждение за совершение любого благого дела в эту ночь поистине неописуемо.

 

Садака разговения (садака аль-фитр)

Свое название садака аль-фитр получила по той причине, что раздавать ее вменяется в обязанность в связи с «разговением» (по арабски: ифтар, фитр) в знак завершения Рамадана [11]. Раздача «садаки разговения» относится к категории обязательных действий (ваджиб), и оно обязательно для каждого мусульманина, который обладает установленным минимумом имущества, не считая того, что необходимо ему для собственных нужд. Взрослый и дееспособный мусульманин обязан раздать это пожертвование не только за себя, но и за свою семью, включая даже детей.

«Садаку разговения» обычно раздают в конце Рамадана, что соответствует одному из хадисов, согласно которому:

«…садака аль-фитр раздавали обычно за день или за два дня до Праздника разговения» [12].

Что касается окончательного срока, то Посланник Аллаха  ﷺ сказал:

«Садака разговения того, кто раздаст ее до молитвы, будет принята, для того же, кто раздаст ее после молитвы, это станет лишь одним из видов (обычной) садаки» [13].

Большинство ученых уже давно пришло к выводу, что вместо еды как таковой бедным можно раздавать ее стоимость деньгами. Это обосновывается тем, что раздача «садаки разговения» была вменена в обязанность для того, чтобы избавить бедняков от нужды в день праздника, однако люди могут нуждаться не только в еде. Вот почему некоторые ученые говорили, что в благополучное время выплачивать садака аль-фитр деньгами даже лучше, чем едой, так как Пророк  ﷺ сказал:

«Избавьте нуждающихся от необходимости обходить людей со своими просьбами в этот день» [14].

Таким образом, этот вид пожертвований несет в себе двойную пользу — ​с одной стороны для тех, кто ее получает, с другой — ​для тех, кто ее раздает. Ведь, как отмечали сподвижники:

«Посланник Аллаха обязал людей раздавать садака аль-фитр в качестве средства очищения соблюдавшего пост от греха пустословия и сквернословия, а также в качестве угощения для нуждающихся» [15].

Кроме того, известно, что Пророк  ﷺ сказал:

«Пост верующего остается „подвешенным“ между небом и землей, пока он не раздаст „садака аль-фитр“» [16].

 

Искупление за несоблюдение поста

Одной из величайших отличительных особенностей Ислама является легкость его установлений и гибкость в том, что касается возложения обязанностей. Шариат позволяет отказаться от соблюдения поста, если кому-либо трудно поститься или если для этого имеются иные уважительные причины. Эти причины подразделяются на две группы. К первой относятся те из них, в силу которых разрешается не соблюдать пост, после чего его необходимо возместить. Как сказано в Коране:

«А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» [17].

Ко второй группе относятся причины, в силу которых пост также позволительно не соблюдать, но впоследствии за это необходимо раздать садака аль-фидья.

Фидья — ​это искупление за невыполнение такой религиозной обязанности, которую верую­щий не может соблюсти в силу определенных обстоятельств. В случае поста — ​это выплата пожертвований за каждый пропущенный день при постоянной невозможности соблюдения его ввиду слабости или хронической болезни. В качестве примера можно привести пожилых людей, которые каждый день чувствуют себя плохо, или состояние таких больных, которые уже не надеются на выздоровление. Если такие люди не могут соблюдать пост ни летом, ни зимой, они обязаны искупать каждый пропущенный день. По своему размеру такое искупление эквивалентно «садаке разговения». Указанием на необходимость искупления является Священное Писание:

«А тем, кому (поститься) сложно, следует во искупление накормить бедняка…» [18].

Если же тот, кто обязан искупить пропущенный день поста, беден, то ему следует молить Аллаха о прощении, а обязанность, как поста, так и искупления с него снимается, поскольку Всевышний сказал в Коране:

«Не возлагает Аллах на человека ничего, кроме того, что ему по силам» [19].

 

Значительные события, произошедшие в месяц Рамадан

17-го Рамадана состоялась битва при Бадре — ​первое сражение мусульман с притеснявшими их идолопоклонниками, где уступавший по численности мусульманский отряд нанес своим врагам сокрушительное поражение.

19-е Рамадана стало днем «открытия Мекки», когда армия мусульман освободила главную святыню от власти многобожников, а Посланник Аллаха  ﷺ очистил Каабу от идолов, возвестив о победе Единобожия.

В последнюю пятницу месяца Рамадан мусульманами всего мира отмечается Всемирный День «Аль-Кудса» (так по-арабски называется город Иерусалим). Эта дата провозглашена основоположником и первым руководителем Исламской Республики Иран, аятоллой Хомейни в 1979 году в знак солидарности с палестинским народом. В последние годы День «Аль-Кудса» вышел далеко за границы Ирана и объединяет не только мусульман всех мазхабов, но и людей разных верований и убеждений.

В завершении статьи нельзя не привести слова Пророка Мухаммада  ﷺ , которые он произнес в своей проповеди, прочитанной им в первый день Рамадана:

«Благословенный Рамадан, лучший из всех месяцев, сегодня с нами… Всевышний Господь сделал обязательным пост в течение всех дней этого месяца и сделал добровольным проведение ночей (этого месяца) в молитве… В первую же ночь Рамадана врата Ада запираются, а врата Рая открываются, и они остаются открытыми вплоть до окончания месяца… Каждый день поста для нас возводится дворец с тысячью дверьми, и семьдесят тысяч ангелов молятся о нашем спасении с утра до ночи. Каждую ночь в течение Рамадана Всевышний Господь трижды вопрошает верующих: „Нет ли здесь просящих, кому Он мог бы даровать то, что тот просит? Нет ли здесь раскаивающихся, которых Он мог бы простить? Нет ли здесь того, кто испрашивает чего-либо у своего Господа, Ни в чем не нуждающегося и Щедрейшего, Который никогда не отказывает в просьбах, и Который есть Милосерднейший и Сострадательный, и Который прощает все грехи“… Если бы небесам и земле было бы дозволено говорить, их первыми словами были бы благие вести о Божьем обещании Рая тому, кто соблюдает пост. И если бы вы знали, какое воздаяние обещано за этот месяц, вы пожелали бы, чтобы Рамадан длился весь год».

 

Муфтий шейх Равиль Гайнутдин,
председатель Духовного управления мусульман Российской Федерации,

председатель Совета муфтиев России

Источник: Журнал "Рамазановские чтения" №7 (2014)


[1] В тюркской традиции используется термин ураза, происходящий от персидского слова рузе, означающего «пост, соблюдающийся в светлое время суток».

[2] Сура «Аль-Бакара», 2:187.

[3] Аль-Бухари.

[4] В татарской традиции — ​сәхәр.

[5] То есть, «разговение» (авыз ачу).

[6] Муслим.

[7] Аль-Бухари.

[8] Следует знать и о том, что хотя, согласно ханафитской школе, «таравих-намазы» совершаются по четыре ракята, в некоторых других мазхабах их читают по два ракята.

[9] Произношение этих или других слов поминания Всевышнего не является обязательным.

[10] Ат-Тирмизи.

[11] Некоторые ученые считают, что, возможно, такое название имеет отношение к слову фитра (т. е. «человеческая природа»).

[12] Аль-Бухари.

[13] Ибн Маджа.

[14] Ад-Даракутни.

[15] Абу Дауд.

[16] Ад-Дайлями.

[17] Сура «Аль-Бакара», 2:184.

[18] Сура «Аль-Бакара», 2:184.

[19] Сура «Аль-Бакара», 2:286.

 

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.