Об алимах – обладателях знаний
Из Тафсира Благородного Корана Абдуллы Юсуфа Али
Знание является в Исламе непременным условием веры, и статус ученого человека рассматривается в мусульманском обществе чрезвычайно высоко. Традиционно алимами (улемами) называют исламских богословов, ученых, знатоков шариат. Сегодня мы предлагаем вам прочесть в Тафсире Благородного Корана устаза Абдуллы Юсуфа Али об алимах и роли истинных мусульманских ученых.
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Сура 3
Семейство Имрана («Али Имран»)
15–17. <…> Аллах видит рабов, которые говорят: «Господь наш! Воистину, мы уверовали. Прости же нам наши грехи и защити нас от мучений в Огне».
Они терпеливы, правдивы, смиренны, делают пожертвования и просят прощения перед рассветом.
Слово сабр (мн. ч. – сабирин) включает множество смысловых оттенков, здесь автор этих строк выделил бы три из них, а именно: «терпение, твердость и самообладание».
В аятах 3:16 и 17 дана характеристика истинных служителей Всевышнего. Они полны веры, надежды и смирения, и их отличают такие добродетели, как: 1) терпение, стойкость, воздержанность и все те качества, которые подпадают под многозначное определение слова сабр, что указывает на особый их менталитет; 2) они искренни и правдивы во всех своих деяниях, так же как в словах и обещаниях, что заметно выделяет их на фоне общественного поведения; 3) далее, они глубоко искренни в своем духовном богослужении, что является внутренним содержанием их внешнего поведения; 4) их поклонение Всевышнему проявляется и в их любви к ближнему, ибо они с готовностью и щедро раздают милостыню; и 5) они настолько самодисциплинированы, что первое, с чего они начинают каждое утро, – это обращение с покорностью и смирением к Всевышнему Аллаху.
18. Аллах засвидетельствовал, что нет божества, кроме Него, а также ангелы и обладающие знанием [засвидетельствовали это]. Он поддерживает справедливость. Нет божества, кроме Него, Могущественного, Мудрого.
Сура 12
Йусуф (Иосиф)
76. <…> Мы возносим по степеням тех, кого пожелаем, и выше любого обладающего знанием есть более знающий.
Если мы проанализируем мирские поступки, то обнаружим там всевозможные планы всех степеней глупости и мудрости. Все люди планируют свои действия: злые, глупые, простаки, те, кто мнят себя мудрыми и, возможно, считаются таковыми, но, в действительности, являются глупцами. Есть разные планы и есть разные степени мудрости среди людей. Аллах превыше всех. Мудрость, считающаяся таковой у людей, является лишь отражением Его мудрости, и Его мудрость может заставить даже глупость и зло служить добру.
Сура 16
Пчелы («Ан-Нахль»)
27. <…> Те, которым было даровано знание, скажут [в День воскресения]: «Воистину, сегодня неверующих постигнут позор и зло».
Те, кто поклоняется лжебогам, будут не способны держать ответ, когда предстанут перед высшим Судьей. Пророки и учителя, «которым даровано ведение [знание]» и которых они отвергли, будут обвинять неверующих в Судный день.
…
43. Мы посылали до тебя посланниками только мужей, которым внушали Откровение. Если вы не знаете, то спросите обладателей напоминания [знания].
Это может означать … любых мудрых людей, которые могут судить о подобных вещах.
Сура 20
Та Ха
114. Превыше всего Аллах, Истинный Царь! Не торопись читать Коран, пока ниспослание Откровения тебе не будет завершено, и говори: «Господи! Приумножь мои знания».
Аллах превыше всех человеческих дел или желаний; Его цели глобальные. Он – абсолютная истина; и Его царство – истинное царство, в котором может воплотиться Его воля. Эта истина проявляется постепенно, как постепенно ниспосылался Коран избранному Пророку, мир ему и благословение Всевышнего. Но даже после того, как ниспослание Корана было завершено, его истинное значение и цель проясняются постепенно для каждого человека или нации. Никто не должен проявлять нетерпение в этом. Напротив, мы должны всегда молиться о том, чтобы наше знание увеличивалось, ибо знание никогда не может быть полным.
Сура 21
Пророки («Аль-Анбийя»)
7. Мы и до тебя отправляли только мужей, которым внушали Откровение. Спросите людей напоминания [знания], если вы не знаете этого.
Это ответ на насмешки неверующих: «Он обычный человек, такой же, как мы!». Это правда, но все посланники Аллаха были простыми людьми, не ангелами, и не какими-нибудь существами, которые не могли понять людей, или которых не могли понять люди. Сравнить также с аятом 16:43 и комментарием к нему.
Сура 25
Различение («Аль-Фуркан»)
59. Он сотворил небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней, а потом вознесся на Трон (или утвердился на Троне). Он – Милостивый. Спрашивай об этом ведающего.
Доводы к вопросу о том, кому мы должны довериться. Мирские люди доверяют мирским вещам, богобоязненные – только Аллаху. Истинное предпочтение указывает луч Божественного знания. Если вы не видите это ясно, спросите тех, кто обладает таким знанием.
Сура 28
Рассказ («Аль-Касас»)
79. Он [Карун (библ. Корей), соплеменник Мусы, отказавшийся последовать за ним] вышел к своему народу в своих украшениях. Те, которые желали мирской жизни, сказали: «Вот если бы у нас было то, что даровано Каруну! Воистину, он обладает великой долей».
Когда Карун находился на гребне своей славы, многие завидовали ему, и думали о том, как счастливы бы они были на его месте. Но не таковы мудрые и проницательные люди. Они знают более ценное и вечное богатство, которое описано в следующем аяте.
80. Те, которым было даровано знание, сказали: «Горе вам [обожествлявшим Фараона]! Вознаграждение Аллаха будет лучше для тех, кто уверовал и поступал праведно. Но не обретет этого никто, кроме терпеливых».
Сура 29
Паук («Аль-Анкабут»)
43. Такие притчи Мы приводим людям, но разумеют их только обладающие знанием.
Притчи говорят о простых вещах, но понять их мудрость и извлечь из них пользу могут только те, кто ищут знание и по милости Аллаха обретает его.
Сура 33
Союзники («Аль-Ахзаб»)
40. Мухаммад – не отец кого-либо из ваших мужей, а Посланник Аллаха и печать пророков. Аллах знает о всякой вещи.
Когда на документ поставлена печать, он считается вступившим в действие, и невозможно сделать к нему никаких дополнений. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, был последним в череде пророков. Учение Аллаха существует, и всегда будет существовать, но не будет более пророков после Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего. В следующие века будет потребность не в пророках, но в мыслителях и реформаторах. Этот вопрос не подлежит обсуждению, это решение, преисполненное знания и мудрости: «ибо Аллах знает о каждой вещи».
Сура 35
Творец («Фатыр»)
28. <…> Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием. Воистину, Аллах – Могущественный, Прощающий.
Во внешней природе мы можем понять и оценить прелесть прекраснейших оттенков. Но в духовном мире подобные вариации и оттенки еще более тонкие и разнообразные. Кто может полностью понять их? Только рабы Аллаха, которые знают, то есть обладают внутренним знанием, идущим от их знакомства с духовным миром. Это люди, которые искренне ценят внутренний мир, и знают, что страх перед Богом есть начало мудрости. Ибо такой страх сродни любви и восхищению – восхищению всеми чудесными красотами внешнего и внутреннего мира Всевышнего, Аллаха Великого, и эта любовь существует благодаря Его милости и доброте, ведь Он Прощающий. Но прощение Творца распространяется и на многих из тех, которые не полностью понимают Его.
Сура 39
Толпы («Аз-Зумар»)
9. Неужели тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя, страшась Последней жизни и надеясь на милость своего Господа, равен неверующему? Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?». Воистину, поминают назидание только обладающие разумом.
Сура 58
Препирательство («Аль-Муджадиля»)
11. <…> Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание. Аллах ведает о том, что вы совершаете.
Вера делает всех людей равными в царстве Аллаха, что считается неотъемлемой частью гражданства в этом царстве. Но также там есть и руководство, ранги и степени в сочетании с большей или меньшей ответственностью, зависящие от истинного знания и интуиции.
Сура 67
Власть («Аль-Мульк»)
10. [Неверующие] скажут [в Судный день]: «Если бы мы прислушивались и были рассудительны, то не оказались бы среди обитателей Пламени».
Человеку дано различать добро и зло, и в помощь ему посылались учения Божьих посланников – «мировых учителей». Там же, где эти учителя не могли лично общаться с конкретным человеком или с целым поколением, истинное значение их учения могло быть понято при помощи разума, который Аллах ниспослал каждой человеческой душе. Заблуждением является следовать за учением человека, который ведет к деградации и разрушению.
Подготовил к публикации
Дамир ХАЙРЕТДИНОВ