Бег между ас-Сафа и аль-Марва являются обрядами хаджа
Предлагаем Вашему вниманию перевод смыслов 158 аята суры «аль-Бакара» («Корова») с комментариями к нему из Тафсира благородного Корана Абдуллы Юсуфа Али, посвящённого теме хаджа.
158. Истинно, ас-Сафа и аль-Марва являются обрядами (религии)144 Аллаха. И тот, кто совершает хадж (большое паломничество) к Дому145 или совершает ‘умру (малое паломничество), — нет греха на нем, если он пройдет между ними, а кто добровольно творит благое146 — то ведь Аллах — Благодарящий, Знающий!
144 О добродетели терпеливого упорства в вере говорится вместе с упоминанием о двух символах этой добродетели. Такими символами являются два небольших холма — асСафа
и альМарва, расположенные вблизи источника Замзам, который в настоящее время находится внутри Священной мечети Мекки. Здесь, согласно преданию, мать маленького Исмаила [Измаила], Хаджар [Агарь], молила Аллаха даровать воду в засушливой пустыне; ее страстная мольба раздалась в этих холмах, и Аллах внял ей: она увидела спасительный источник Замзам. Увы, арабыязычники затем установили в том месте идолов; их предрассудки и примитивные ритуалы обижали чувства ранних мусульман. Они ощущали чувство горечи и не могли спокойно делать обход священной территории во время паломничества. В самом деле, они ясно сознавали, что Кааба (Дом Аллаха) осквернялась присутствием идолов — пока она вновь не была освящена Мухаммадом, а также самой чистотой, непорочностью его жизни и учения. Из этих строк следует такой урок: некоторые люди способны осквернять и опошлять самые святые вещи и понятия, из чего не надо делать скоропалительных выводов о желательности их отмены. Если наши помыслы и наша жизнь чисты, Аллах признает их и воздаст за них, даже если весь мир будет бросать в нас камни изза того, что многие люди считают дурными наши намерения и дела (изза оскверненных символов).
145 Дом — Священная мечеть, Кааба. Большое паломничество в Мекку в 12й месяц лунного календаря, или хадж, связано с посещением горы Арафат, за которым следует традиционный обход Каабы. Посещение Священной мечети и выполнение обрядов малого паломничества в любое другое время известно под названием ‘умра. В этом случае символические обряды в основном совпадают, за исключением посещения Арафата и связанных с этим традиционных ритуалов. АсСафа и альМарва входят в число традиционных священных мест как знаки, символизирующие высшие мусульманские добродетели; однако в доисламские времена существовала группа арабов, которая считала грехом прохождение между этими холмами, в связи с чем и был ниспослан этот аят.
146 Люди должны испытывать внутреннее притяжение к добру; если мы имеем о нем ясное представление, то мы должны идти на добрые поступки без колебаний, невзирая на противодействия других людей, несмотря на любые кривотолки и пересуды.