закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


13 апреля 2022 12:06    

Коран и дуалисты: к чему не призывал Заратуштра

Предыдущие статьи рубрики были посвящены аятам, ниспосланным относительно определенных терминов и групп из числа Ахль аль-Китаб. Все они касались выходцев из иудаизма и христианства, однако, согласно исламскому мировоззрению, Коран предназначен для всего человечества. Следовательно, часть аятов может быть адресована и представителям иных учений…

Одним из таких религиозных учений, безусловно, является зороастризм, последователи которого были известны среди арабов под термином маджус, встречающемся в Коране 1 раз (22:17). Однако в данном аяте они лишь перечислены среди других религиозных групп, и муфассиры ограничиваются кратким объяснением того, что маджус «поклоняются солнцу, звездам и огню». Из-за этого часть переводчиков Корана переводит данный термин как «огнепоклонники», хотя встречается и другой перевод — «маги»[1].

Кстати, слово magos является историческим термином, его упоминал еще Геродот: «Племена мидян следующие: бусы, паретакены, струхаты, аризанты, будии и маги»[2]. Как пишет «Большая российская энциклопедия» (БРЭ), именно так именовалось жреческое сословие в Древней Персии; оно «зародилось предположительно в результате миграции части приверженцев Заратуштры в Мидию, где они обратили в свою веру племя магов, название которого стало впоследствии синонимом понятия “зороастрийский священнослужитель”».

***

Отношение к зороастризму лишь как к «поклонению огню» не позволяет постичь идеологическую основу этой религии. Хотя первые мусульмане относились к ней уважительно, следуя Сунне пророка Мухаммада , заключившему с зороастрийской общиной договор наподобие договоров с иудеями и христианами[3]. Известны и такие слова Посланника Аллаха ﷺ : «Поступайте с ними (с зороастрийцами) так же, как с “людьми Писания”»[4].

Примечательно, что на основании этих риваятов богословы подчас делали совершенно противоположные выводы: одни считали, что это свидетельствует о непринадлежности маджус к Ахль аль-Китаб; другие полагали, что данные хадисы доказывают обратное. Как бы то ни было, очевидно, что зороастрийцы, если и не считались «людьми Писания», то, по крайней мере, были близкими к этой категории.

Более того, они точно входили в состав Ахль аль-Зимма («зиммии»; «находящиеся под покровительством») и Ахль аль-Ахд («муахиды»; «люди Договора»). А это означало, что в религиозном плане зороастризм имел практически такие же права, как иудаизм и христианство, включая наличие собственных храмов и собственных религиозных канонов. Это важно еще и потому, что после падения Сасанидов зороастрийцы, возможно, даже составляли большинство населения в мусульманском государстве, по крайней мере, в его восточной части (прежде всего в Персии, Мавераннахре и Хорезме; также их общины имелись в Ираке, Афганистане, Южном Кавказе и других регионах). Впоследствии многие зороастрийцы приняли ислам. Среди их потомков были такие богословы и ученые как Абу Ханифа, аль-Бухари, аль-Хорезми, аль-Бируни и многие другие известные личности…

 

***

На основании чего же Пророк ﷺ и праведные халифы так выделяли зороастрийцев? Главными причинами, по всей вероятности, были два аспекта: а) наличие собственного Писания («Авеста»); б) наличие человека, которого почитали как пророка (Зороастр/ Заратуштра). Ряд улемов рассматривал возможность Божественного происхождения зороастризма. К примеру, об этом говорил аш-Шафии, допускавший, что у маджус было свое Писание[5]. В свою очередь Ибн Аббас упоминал о том, что «у персов был свой пророк, после смерти которого люди стали поклоняться огню»[6].

Таким образом, согласно исламскому мировоззрению, учение Зороастра, как и в случае с другими Божьими посланниками, было искажено, причем не только в плане обрядов, но и в области акыды. Примечательно, что это подтверждается и современными исследованиями. Вот что пишет по этому поводу БРЭ:

«Авеста… памятник многослойный и противоречивый… Гаты [древнейшая часть Авесты] и Младшая Авеста находятся в оппозиции друг к другу… Одно из осн. противоречий — представление о верховном божестве. В Гатах… Ахурамазда [Бог-Творец, Владыка мудрости] является единственным творцом вне дуальной оппозиции… Напротив, в Младшей Авесте Ангро-Майнью [Ахриман, сила зла] является прямым соперником Ахурамазды».

Следовательно, если поначалу зороастризм был религией монотеизма, впоследствии он превратился в дуалистическое учение.

***

Дуализм (от лат. dualis, т. е. двойственный) — это учение, где признаются равными два начала: духовное и материальное. В религиозном контексте данный термин обозначает «соперничество двух изначально существующих сил света/добра и тьмы/зла». В раннем зороастризме «сила добра» — это не Бог, а Святой дух, в то время как сам Творец — Создатель всего сущего, то есть и добра, и зла. Поздние же зороастрийцы (хотя, возможно, не все) стали отожествлять Бога исключительно с добром, что привело к вере в «противоборство “доброго” Ахурамазды и “злого” Ахримана».

На первый взгляд в Коране нет прямого обращения к маджус относительно их веры в «двух богов», ведь в упомянутом ранее аяте эта религиозная группа лишь перечисляется среди других групп. Однако аят из другой суры прямо указывает на существование и ошибочность дуалистических воззрений: «И сказал Аллах: “Не избирайте для поклонения двух богов. Поистине, Он — Бог один…”» (16:51).

Из многих исследованных тафсиров лишь в одном указывается на связь данного аята с зороастризмом. Таковым является толкование А. Ю. Али, который пишет: «Древние персы верили в две силы во Вселенной — добро и зло». При этом автор отмечает, что подобное разделение на пары встречалось не только в Древней Персии. Однако здесь, как представляется, ученый пошел несколько в иную сторону, но основной посыл был выбран верно.

Религиозный дуализм в виде «противостояния добра и зла» действительно имел место не только у зороастрийцев, но и у некоторых христианских сект. Среди них: маркиониты (II в.); павликиане (VII в.); богомилы (X в.); катары (XII в.); альбигойцы (XII в.). Более того, начиная с III–IV веков в Азии, Африке и даже Европе распространяется новое религиозное учение — манихейство, сочетавшее элементы христианства, зороастризма и буддизма. Считается, что в основе учения Мани лежали идеи гностицизма, а общей особенностью гностиков является дуализм. Также можно отметить и известную и в современную эпоху монаду «инь-ян» (букв. — «темное-светлое»). В исламскую эпоху под влиянием дуализма появились такие секты как кадариты и хуррамиты.

 

***

Таким образом, дуалистическое восприятие мира было весьма распространенным явлением и оказывало серьезное воздействие на общество. На ошибочность такого мировоззрения, как представляется, и указывают ниспосланные пророку Мухаммаду ﷺ упомянутые слова Всевышнего: «Не избирайте для поклонения двух богов. Поистине, Он — Бог один…».

 

Марат Хайретдинов, главный редактор газеты «Минбар Ислама»



[1] В востоковедческой литературе встречается и такой термин как «гебры» (в совр. этнографии «гебры» — это зороастрийцы Ирана, в отличие от зороастрийцев Индии, которых именуют «парсы»). В тафсире А. Ю. Али, изданном ИД «Медина» в 2015 г., маджус переводится как «зороастрийцы», что более точно отражает заложенный в этом слове смысл.

[2] Геродот. История. — Л., 1972.  Кн. I. С. 101.

[3] «Сахих» аль-Бухари. Китаб аль-Джизья. № 3156, 3157. — Эр-Рияд, 1997.

[4] Ат-тахзиб фи фикх аль-имам аш-Шафии. 5/374. — Бейрут, б. г.

[5] Ат-тахзиб фи фикх аль-имам аш-Шафии. Там же.

[6] «Сунан» Абу Дауда. Китаб аль-Имара. № 3042. — Бейрут, б. г.


 

 

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.