закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


22 июня 2023 15:57    

Описание действий паломника, совершающего хадж

Если человек захочет совершить хадж, ему следует приготовить деньги для оплаты всех необходимых расходов. Для того чтобы его хадж был принят, эти деньги должны быть приобретены дозволенными и не вызывающими никаких сомнений путями. Кроме того, ему следует подобрать себе праведного товарища, который сможет напомнить ему о необходимых вещах, если он забудет о чем­-либо, и помочь ему, если он лишится сил.

Прежде чем отправляться в путь, паломнику необходимо ознакомиться с тем, как совершается хадж, чтобы выполнить все предписанные обряды в соответствии с установлениями шариата. Лучше всего отправляться в путь в обществе знающего и праведного человека, примеру которого можно следовать во время совершения обрядов хаджа.

Перед поездкой паломнику следует обойти всех своих братьев и друзей и попросить их простить его, если он в чем­либо провинился перед ними, а также обращаться к Аллаху с мольбами за него. Кроме того, паломник должен получить разрешение родителей на совершение хаджа, когда речь идет о добровольном хадже. Если хотя бы один из родителей не даст своего согласия из-за того, что он нуждается в его помощи, совершать хадж порицается. Тому, кто имеет неоплаченный долг, также порицается совершать хадж, пока разрешения на это не даст его кредитор.

 

Вхождение в состояние ихрама

Желательно, чтобы перед вхождением в состояние ихрама паломник сбрил или причесал волосы, если он нуждается в этом, подстриг усы и ногти на руках и ногах, удалил волосы под мышками и в паху, снял с себя всю скроенную одежду, обувь носки и перчатки и обнажил голову, а также совершил полное омовение. Если сделать это невозможно, совершается частичное омовение. Если же по тем или иным причинам человек не может сделать и этого, то перед молитвой, которая в связи с вхождением в состояние ихрама совершается в соответствии с сунной, паломнику следует очиститься песком. Полное омовение желательно совершить не ради ритуальной чистоты, а для очищения тела от грязи. По этой же причине полное омовение желательно совершать женщинам, у которых еще не закончились месячные или послеродовое кровотечение.

 

Тальбийа

После вхождения в состояние ихрама паломнику следует приступить к произнесению тальбии, следуя примеру Пророка. Передают, что Посланник Аллаха произносил тальбию (следующим образом): «Вот я перед Тобой, о Аллах, вот я перед Тобой, вот я перед Тобой, нет у Тебя сотоварища, вот я перед Тобой, поистине вся хвала и милость принадлежат Тебе и владычество, нет у Тебя сотоварища! (Ляббай-кя-аhумма ляббай-кя, ляббай-кя ля шарикя лякя ляббай-кя, инна-ль-хамда, ва-н-­ни‘мата лякя ва-ль-мульк, ля шарикя ляка!)» (аль-Бухари).

 

Вступление в достопочтенную Мекку

Чем ближе к Мекке будет находиться паломник, тем чаще ему следует произносить тальбию, а также слова «Нет бога, кроме Аллаха (Ля иляhа илля-Ллаh)» и «Аллах велик (Аллаху Акбар)».

 

Вступление на территорию Заповедной Мечети

Вступив в Мекку и оставив свои вещи в каком-нибудь надежном месте, паломник должен сразу же направиться к Заповедной Мечети, произнося тальбию, а также слова «Ля иляха илля-Ллах» и «Аллаху Акбар» и обращаясь к Аллаху с мольбами. Необходимо входить в Священную мечеть, проявляя смирение и храня в сердце память о неприкосновенности этого места.

После входа в Священную Мечеть молитва в знак приветствия не совершается, поскольку приветствием Заповедной Мечети служит обход Каабы теми, кто должен или хочет совершить такой обход.

 

Обход (таваф) Каабы

Согласно сунне перед началом обхода Каабы следует поместить середину своей накидки под мышку правой руки, а оба ее конца перекинуть через левое плечо спереди и сзади. После этого левое плечо окажется прикрытым, а правое – открытым. Затем, также согласно сунне, первые три круга этого обхода следует пройти быстрыми и мелкими шагами.

 

Питье воды Замзама

После обхода Каабы паломнику следует подойти к Замзаму, повернуться лицом к Каабе и выпить воды из этого источника сидя или стоя.

 

Ритуальный бег между холмами ас-Сафа и аль-­Марва

 

Перемещение на Арафат

Совершив в Мекке утреннюю молитву 8-го зу-ль-хиджжа, паломник должен отправиться в Мину после восхода солнца.

В Мине паломнику следует совершить полуденную, послеполуденную, вечернюю и ночную предписанные молитвы, провести там ночь и по возможности совершить там же утреннюю молитву в день стояния на Арафате.

После восхода солнца паломник должен направиться к Арафату, повторяя тальбию, произнося слова «Ля иляха илля-Ллах» и «Аллаху Акбар», обращаясь к Аллаху с мольбами и призывая благословения на Пророка.

 

Стояние на Арафате

Местом стояния является вся долина горы Арафат, за исключением вади Урана, находящегося к западу от мечети Намира, поскольку Пророк велел, чтобы никто из паломников не совершал там обряд стояния. Лучше всего остановиться поблизости от горы ар-Рахма и оставаться там, обращаясь к Аллаху с мольбами, поминая Его и произнося слова тальбии.

 

Перемещение с Арафата в Муздалифу

Следует оставаться на Арафате до захода солнца, после чего руководитель хаджа покидает это место вместе с людьми, которые должны хранить спокойствие и не спешить, так как это может причинить вред другим людям.

Вечерняя и ночная молитвы в день стояния не совершаются ни на Арафате, ни по пути к Муздалифе.

 

Ночевка в Муздалифе

Ночевка в Муздалифе, где паломник встречает рассвет, после чего проводит там еще некоторое время, является обрядом, относящимся к категории «сунна муаккада». Поступать так обязаны все паломники, за исключением слабых, например больных, стариков и женщин.

 

Перемещение в Мину

После этого паломник должен направиться в Мину. Если он задержится в Муздалифе до восхода солнца, то поступит неправильно, но в подобных случаях никаких искупительных действий совершать не обязательно.

Для совершения обряда бросания желательно набрать в Муздалифе мелких камешков размером с косточку финика или фасолину. В Муздалифе желательно набрать семь камешков для бросания в большой столб, что же касается остальных камешков, то их можно набрать по сторонам дороги или вообще где угодно, собирать же их поблизости от столбов нежелательно.

По достижении Мины утром 10-го зу-ль-хиджжа паломник должен подойти к большому столбу (джамрату-ль­-акаба), который находится на границе долины Мина со стороны Мекки. Паломник не должен совершать никаких действий, пока не бросит камешки в большой столб.

 

Бросание камешков в столбы

Паломнику следует повернуться к столбу лицом, после чего один за другим бросить в него семь камешков, каждый раз произнося слова: «С именем Аллаха, Аллах велик, вопреки шайтану, в угоду Милостивому (Бисми-Лляhи, Аллаhу Акбар, рагман лиш-­шайтани ва ридан ли-р­Рахман)».

Бросив первый камешек, паломник должен прекратить произносить тальбию.

В случае возникновения сомнений относительно количества брошенных камешков бросок лучше повторить еще раз.

Паломнику, который закончит бросать камешки в большой столб, необходимо выйти на более свободное место, становиться лицом к кибле и обращаться с мольбами к Аллаху.

 

Время бросания камешков

Начинать бросать камешки следует с рассветом 10-го зу-ль-хиджжа, а заканчивать с рассветом следующего дня. На следующий день начинать бросать камешки можно после появления зари и продолжать делать это до зари третьего дня жертвоприношения. На третий день начинать бросать камешки можно после появления зари и продолжать делать это до зари четвертого дня жертвоприношения.

 

Жертвоприношение

Жертвенные животные, приносимые паломниками в дни жертвоприношения, называются хадья, а животные, приносимые непаломниками, – адхия.

Паломникам, которые совершают только хадж, принести в жертву животных является сунной, а для тех, кто совершает «хадж аль-­киран» или «хадж ат-таматту», это является обязательным.

 

Бритье головы или укорачивание волос

После этого паломник должен побрить голову или укоротить все волосы на длину фаланги пальца. Достаточно обрить или укоротить волосы и на четверти поверхности головы, но брить голову частично порицается. Если же волос у человека нет, то согласно сунне следует провести бритвой по четверти поверхности головы.

Женщине следует укоротить волосы на длину фаланги пальца на четверти поверхности головы, сбривать же волосы ей запрещается.

После бритья желательно подстричь усы и ногти, и с этого времени паломнику разрешается делать все, что было ему запрещено в состоянии ихрама, за исключением вступления в интимные отношения и совершения всего, что может побудить его к этому. Этот запрет нельзя нарушать до совершения обхода Каабы (таваф аз-зийарат).

 

Обход Каабы (таваф аз-зийарат)

После бросания камешков, жертвоприношения и бритья паломник в тот же день должен направиться в Мекку для совершения обхода Каабы. Лучше всего сделать это в первый день жертвоприношения, если же по каким­либо причинам такой возможности у паломника не будет, обход можно совершить во второй или третий день.

Совершать обход Каабы и брить голову по истечении этих трех дней порицается.

 

Дни Мины

После совершения обхода Каабы паломник возвращается в Мину, где остается для бросания камешков. По мнению ученых ханафитского мазхаба, ночевать в Мине в тот период, который отводится для бросания камешков, является сунной, тогда как последователи других мазхабов в большинстве своем считают это обязательным.

 

Прощальный обход Каабы

В Мекке паломник остается до отъезда домой. В это время, то есть после завершения дней ташрика, человек может один или несколько раз совершить умру сам или сделать это за своих родителей либо за любого другого. Перед самым отъездом следует совершить прощальный обход Каабы, который именуется «таваф аль­вада» или «таваф ас-садр». Он является обязательным элементом хаджа для приезжающих издалека и не является таковым для мекканцев и жителей тех мест, которые расположены между границами аль-Харама и микатами. 

Из книги «Ханафитский фикх» Абдальхамида Махмуда Тахмаза (публикуется с сокращениями)

На фото: хаджии, направленные Духовным управлением мусульман РФ 

по благословению муфтия шейха Равиля Гайнутдина

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.