РОДНЫЕ И БЛИЗКИЕ
В мусульманской морали кровнородственные связи находятся на почетном и важном месте. В Коране сказано:
«Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам…» [1]
Об этом также хорошо говорит аллегория, переданная в хадисе:
«Поистине, Аллах Всевышний создал все творения, а когда Он завершил это, со своего места поднялись родственные связи и сказали: “Это — место того, кто прибегает к защите Твоей от разрыва”. На это Он сказал: “Да, так удовольствуетесь ли вы тем, что Я награжу того, кто станет вас поддерживать, и порву с тем, кто будет порывать вас?” и они сказали: “Да”. И тогда Он сказал: “Это даруется вам!”…»[2]
Разрыв родственных связей рассматривается в исламе как деяние порочное.
«Родственные связи, подвешенные к трону (Аллаха), говорят: “Аллах наградит того, кто поддерживает нас, и порвёт с тем, кто порывает нас”»[3].
Связи надо поддерживать, преодолевая разногласия, которые порой возникают между родственниками, и не допускать вражды и ненависти.
Поддержание родственных связей ставится, таким образом, наряду с единобожием, молитвой и уплатой закята, то есть видится как дело чрезвычайно благое:
«Пусть желающий, чтобы удел его был увеличен, а срок жизни продлён, не порывает связей с родственниками»[4]. Поэтому разрыв родственных связей — это грех.
Мусульманин обязан помогать своим родственникам, если они находятся в нужде, пусть даже им придется пожертвовать частью своего достояния. Посланник Аллаха сказал: «Подаяние неимущему — (только) подаяние, а родственнику — это две вещи: подаяние и поддержание (родственных связей»[5].
Кроме того, следует поддерживать отношения со своими родственниками, даже сами они не являются мусульманами и даже в том случае, если родственники не желают поддерживать с вами контакты. Пророк (мир ему) по этому поводу говорил:
«Не тот поддерживает (родственные связи), кто отвечает тем же, (по-настоящему) поддерживает их тот, с кем (родственники его) эти связи порывают»[6].
Из книги муфтия Гайнутдина «Ислам: вероучение, поклонение, нравственность, закон»
[1] Коран,4:36.
[2] «Сахих» аль-Бухари, 5987, 5988; «Сахих» Муслима, 2554.
[3] «Сахих» аль-Бухари, 5889; «Сахих» Муслима, 2555.
[4] «Сахих» аль-Бухари, 5968, «Сахих» Муслима, 2557, «Сунан» Абу Дауда, 1693.
[5] «Сунан» ат-Тирмизи, 658; «Сунан» Абу Дауда, 2355.
[6] «Сахих» аль-Бухари, 5991; «Сунан» Абу Дауда, 1697; «Сунан» ат-Тирмизи, 1908.