Порядок действий, обычно соблюдаемый при совершении хаджа ат-таматту
Самым простым и потому наиболее распространенным видом большого паломничества считается хадж ат-таматту, в связи с чем именно на его примере можно составить примерный образец совершения хаджа:
— перед тем как направиться в паломничество, рекомендуется привести себя в порядок, не забыв подстричь волосы и усы, подбрить волосы под мышками и в паху, подстричь ногти и совершить полное омовение;
— перед выходом из дома можно прочитать молитву в 2 ракаата, после чего обратиться к Всевышнему с мольбами о поддержке и защите;
— в микате[1] или до него (например, в самолете) перед вхождением в ихрам мужчинам необходимо облачиться в специальную одежду, как правило, состоящую из двух больших полотенец и несшитой обуви (например, резиновых тапочек);
— после этого желательно совершить молитву в 2 ракаата;
— затем необходимо войти в состояние ихрама, вознамерившись сначала совершить умру;
— вслед за этим рекомендуется начать произносить тальбию[2];
— приехав в Мекку и оставив вещи, паломникам следует по возможности сразу направиться к Запретной мечети и совершить там обряды, связанные с малым паломничеством, прежде всего: таваф, намаз, сай, сбривание или укорачивание волос;
— завершивший обряды малого паломничества (умры) считается вышедшим из ихрама и потому может пользоваться почти всем, что разрешено в шариате, вплоть до 8-го числа;
— 8 зу-ль-хиджжа (или ранее) необходимо вновь войти в ихрам в самой Мекке;
— 8-го числа после восхода паломники направляются в Мину, где остаются на ночь;
— 9-го числа паломникам необходимо направиться в долину горы Арафат[3];
— во время «стояния на Арафате» крайне рекомендуется как можно больше обращаться к Всевышнему с мольбами;
— находятся в долине Арафата, как правило, до захода солнца;
— после заката паломники направляются в Муздалифу, где ими совершаются молитвы магриб и иша, причем одна совмещается с другой;
— ночь проводится в Муздалифе, если только нет необходимости ее покинуть; при этом рекомендуется по возможности покинуть Муздалифу еще до восхода солнца;
— после Муздалифы паломники следуют в Мину, где бросают по 7 камешков в 3 столба[4];
— после этого следует совершить курбан, но в современных реалиях этот обряд, как правило, осуществляется без паломников; поэтому о курбане лучше позаботиться заранее, договорившись с соответствующими организациями;
— далее следует бритье головы или укорачивание волос; в современных условиях это делается сразу после бросания камешков; данный обряд частично выводит из ихрама, поэтому паломники обычно меняют одежду;
— затем в этот же или следующие 2 дня совершается семикратный обход Каабы (таваф)[5], вслед за которым выполняется намаз в 2 ракаата, а затем и ритуальный бег (сай);
— после завершения всех обрядов, связанных с тавафом, паломники обычно возвращаются в долину Мина, чтобы в течение последующих дней бросать камешки;
— последним обрядом хаджа является прощальный обход Каабы, который, как правило, осуществляется перед отбытием из Мекки.
Из книги муфтия шейха Равиля Гайнутдина «Ислам: вероубеждение, поклонение, нравственность, закон»
[1] Микат — ?это определенное место, где паломники входят в состояние ихрама.
[2] Слова тальбии:
«Ляббайкя-ллахумма, ляббайк! Ляббайкя ля´ шари´кя, лякя ляббайк! Инна-ль-хамда ва-н-ниъмата лякя ва-ль-мульк, ля´ шари´кя ляк!»
[3] Не обязательно оказаться именно на самой горе, достаточно находиться в очерченных пределах вокруг нее. В то же время выходить за пределы долины Арафат воспрещается.
[4] Желательно набрать камешки непосредственно в Муздалифе. При наличии уважительных причин паломники могут не бросать камешки сами, попросив об этом других паломников.
[5] Прикасаться к Черному камню не считается обязательным, это можно сделать только при соответствующей возможности.