Ашура
После месяца зу-л-хиджжа наступает первый месяц лунного календаря — мухаррам. Пророк (мир ему) назвал этот месяц «месяцем Аллаха»: «Самый ценный пост после поста месяца рамадан — соблюденный в месяце Аллаха — мухарраме».
Следующее, что делает этот месяц ценным — это день Ашура (в 2024 году он приходится на 16 июля – прим. ред.). Пророк (мир ему) поощрял соблюдение поста в день Ашура словами: «Молю Аллаха, чтобы пост, соблюденный в день Ашура, искупил грехи прошедшего года». Матери, которые во времена Пророка (мир ему) желали, чтобы их дети привыкли к этому поклонению, постились вместе со своими детьми, делали из шерсти игрушки, помогая им забыть о голоде.
История соблюдения поста в день Ашура восходит к доисламскому периоду. Согласно преданию, когда пророк Мухаммад (мир ему) переселился в Медину, он обнаружил, что у иудеев день Ашура был днем их поста. Когда он узнал, что причиной этого стало спасение досточтимого Мусы и сынов бану Исраил от войска египетского Фараона, пророк Мухаммад (мир ему) сказал, что мусульмане более достойны следовать традиции пророка Мусы. После этого он начал поститься и повелел делать это своим сподвижникам.
До того как соблюдение поста в рамадане стало обязательным, все мусульмане соблюдали пост в день Ашура. Однако после того, как пост в месяц рамадан был вменен в обязанность, соблюдение поста в день Ашура Пророк (мир ему) оставил на усмотрение мусульман, и он соблюдался по желанию. Ибн Аббас указывает на то, что соблюдать пост нужно в день Ашура и накануне этого дня.
Досточтимая Аиша рассказывала: «Курайшиты в период джахилийи держали пост в день Ашура. Затем Посланник Аллаха (мир ему) повелел соблюдать этот пост до того времени, пока пост в рамадане не стал обязательным. (Когда пост в месяце рамадан стал обязательным,) Посланник Аллаха (мир ему) сказал: “(Пост Ашура) пусть держит тот, кто желает, кто не желает, пусть разговляется”».
Первым постом с истории ислама, который держали досточтимый Пророк (мир ему) и мусульмане, был пост Ашура.
Сподвижница Рубайи бинт Муаввиз вспоминает историю, связанную с тем, как пост Ашура был первым вариантом поста, принятого мусульманами: «Утром в день Ашура Посланник Аллаха (мир ему) сообщил во все селения вокруг Медины, где жили ансары: “Кто из вас встретил день Ашура, соблюдая пост, пусть продолжат его. Те, которые начали день без поста, пусть постятся в течение дня”. После этого мы сами держали пост и по возможности способствовали детям поститься. В дни поста мы, женщины, ходили в мечеть и делали для детишек игрушки из разноцветной шерсти. Когда кто-нибудь из них, вспомнив о голоде, начинал плакать, давали ему эти игрушки (чтобы отвлечь его) до тех пор, пока не наступит ифтар».
Большинство богословов подтверждает, что пост Ашура соблюдался в десятый день месяца мухаррам. Когда спросили Ибн Аббаса, в какой день постился Пророк (мир ему), по одним источникам, он сказал, что в десятый, по другим — в девятый день. Когда же Пророку (мир ему) намекнули на то, что этот день превозносят люди Писания (и постятся именно в десятый день), он сказал: «Даст Аллах, в следующем году мы будем поститься в девятый день (мухаррама)». Однако Посланник Аллаха не дожил до следующего года.
Кроме того, существуют предания, сообщающие о том, что Посланник Аллаха (мир ему), чтобы отличиться от иноверцев, советовал соблюдать пост два дня, включая либо девятый и десятый, либо десятый и одиннадцатый дни месяца мухаррам.
В целом становится ясно, что Посланник Аллаха (мир ему), чтобы не подражать другим общинам и предупредить распространение суеверий в исламе, советовал держать пост не только в день Ашура, а также с девятого по десятое, либо с десятого по одиннадцатое числа месяца мухаррам.
Из книги «Ислам через призму хадисов»