Мусульманские меньшинства
Одной из проблем современного изучения шариата является его соотношение с мусульманами, проживающими на территории таких государств, где большинство населения составляют представители других религий. Причина проблематики заключается в том, что с одной стороны клише и ярлыки, навешенные в некоторых государствах и регионах, на ислам в целом и шариат в частности, не дают возможности взглянуть на проблему объективно. С другой стороны, часть мусульман порой излишне чрезмерно, резко и радикально пытается в данное время соотнести себя с шариатом как с равноправной (на федеральном уровне) системой законодательства. При этом не учитывается реальное положение мусульманских общин в государствах, где они являются меньшинством. Часть мусульман даже обижается на этот термин, хотя понятие «меньшинство» не является каким-то оскорбительным – оно лишь констатирует факт.
Статус меньшинств
Общества и власти тех государств, в которых проживают мусульманские меньшинства, иногда воспринимают их в качестве проблемы, поскольку мусульманские общины часто сложно адаптируются к стремительно меняющемуся западному обществу. С укоренением все большего количества мусульман в обществах Северной Америки и Европы все более глубокий характер принимает воздействие мусульманских общин на западный социально-политический ландшафт разными способами. С точки зрения западной элиты «противник засел изнутри». Проблема восприятия Западом ислама и мусульман как чего-то чуждого, отнюдь не нова – именно так ислам воспринимался на Западе все последнее время.
Для мусульман же проблематика их статуса заключается в том, что, являясь меньшинством, последователи ислама часто не могут в полной мере реализовывать требования своей религии, не могут использовать социальный, экономический потенциал ислама как всеобъемлющей религии и системы. Кроме того, мусульманские меньшинства часто сталкиваются с проблемами дискриминации их прав и свобод.
Также исторически в исламском этическом и правовом наследии статус мусульманской общины как меньшинства, практически, не ставился и не был достаточно осмыслен. Хотя известно, что изначально мусульмане были как раз меньшинством, и положение мусульман на Западе или в России, по сути своей, похоже на положение первых мусульман в Мекке или Эфиопии. Но поскольку мусульмане достаточно быстро перешли из статуса меньшинства в большинство, исламская цивилизация в основном стала восприниматься цивилизацией большинства. Концепция же меньшинств разрабатывалась мусульманскими учеными как раз для интеграции представителей других религий в исламскую систему гражданства.
Тем не менее, на сегодняшний день наличие мусульманских меньшинств является непреложным фактом. И именно в этом статусе мусульмане становятся все более привычной частью западного мира. Причем настолько, что, на взгляд некоторых ученых, сегодня уже некорректно говорить о «мусульманах на Западе», поскольку эта формулировка подразумевает их кратковременное пребывание там. Более правильным, по их мнению, будет говорить о «мусульманах Запада», что подразумевает уже их постоянное присутствие и проживание в этой части света.
Но это – позиция мусульман. На Западе же доминирующим стало мнение о мусульманах как о «чужих» и «чуждых» западной цивилизации. Это произошло в Европе, а впоследствии и в Америке. Причем произошло это, несмотря на более чем тысячелетнюю историю взаимоотношений между мусульманским и западным мирами. Причины этого, в частности, вытекают из истории противостояния между: сначала европейским христианским и мусульманским миром, а затем светскими европейскими национальными государствами и мусульманским миром через ряд военных, богословских, интеллектуальных и культурных столкновений.
Не чуждый ислам
Следует отметить, что для западных мусульман основным примером исторического взаимодействия и соседства исламской и западной христианской цивилизации являются 800 лет существования Андалусии. Российский же опыт взаимодействия двух цивилизаций на протяжении вековых отношений Московского государства, татарских ханств и кавказских обществ на Западе известен в гораздо меньшей степени. Хотя, очевидно, что солидный российский опыт взаимоотношений мусульман и христиан в границах одного государства, как и советский опыт единого для всех народов «социалистического общежития» в плане неизбежного сближения и срастания представителей разных культур и традиций, не менее примечателен, чем почти 800-летнее управление мусульманами Андалусией.
Тот факт, что мусульманская Испания являлась в огромной степени мультикультурным и толерантным обществом даже до изобретения самих этих понятий, оказалось позабыто в пылу культурного дистанцирования и политической травли «чужаков».
Однако современная реальность показывает, что ислам и мусульмане никак не могут рассматриваться в качестве «чужаков». Современные мусульманские мыслители отмечают, что растущее мусульманское население на Западе в сочетании с набирающей обороты глобализацией требуют новой парадигмы взаимодействия между двумя мирами, культурами и цивилизациями. Уже многим экспертам становится ясно, что некогда распространенное клише «Ислам против Запада» не отражает межцивилизационных реалий. Более грамотным подходом является использование новой модели и системы координат – «Ислам на Западе». Но если в отношении Запада справедливо утверждение, что ислам не является чем-то «чуждым» для него, являясь его неотъемлемой частью, то в отношении России данное утверждение во много раз справедливее. Подобной позиции придерживается сегодня абсолютное большинство современных немаргинальных российских исламских общин, сил и ресурсов.
Ислам является неотъемлемой частью и России. Россия как государство не могла бы состояться без ислама и мусульман. Перефразируя слова Н. Карамзина, Россия обязана мусульманам своим рождением, становлением и величием. И действительно – по сути, от князя Владимира, чуть было не принявшего ислам, до В. Путина, прямо назвавшего Россию «христианско-мусульманской державой», наше государство ни дня не было чисто русским или православным. На самом деле и при князьях, именовавшихся каганами, и при царях, возводивших свою власть к «милости Владыки миров» в их грамотах и которым советовали обращать внимание на «правду турецкую» (т.е. шариат), влияние мусульманского фактора на российскую действительность было огромным. Остается оно таковым и на сегодняшнем этапе.
Следовательно, убеждение в неизбежном, предрешенном и непреодолимом конфликте и противостоянии ислама и Запада, или ислама и России – глубоко ошибочное прочтение реальности. «Ислам как вера не противостоит Западу» – утверждают современные мыслители, и они, несомненно, правы. И если между исламом и Западом возникают некоторое непонимание и нестыковки, то это не тотальное противоречие, а разница во взглядах на те или иные частности. Проблема заключается отнюдь не в конфликте между христианством и исламом; как не между исламским и западным миром; или исламской и русской культурой. Конфликт присутствует в совершенно других измерениях – прежде всего, на геополитическом уровне, когда одни центры силы пытаются подчинить себе другие, используя при этом и этно-религиозные факторы.
Исходя из всего этого, современное мусульманское присутствие на Западе и в России не должно восприниматься как вторжение «враждебной» и «чуждой» культуры. Напротив, это следует рассматривать как шанс, уникальную возможность для развития культурного, экономического и политического взаимодействия, обогащающего и дополняющего друг друга.
При работе использовались материалы книги Р.Курбанова «Фикх мусульманских меньшинств» (М.: ИД «Медина», 2011).
Из книги муфтия шейха Равиля Гайнутдина «Введение в шариат»
Источник: Всероссийская газета мусульман «Ислам минбаре» № 11 (229) 2014 года