Историческое наследие Фаизханова. Работа Х. Фаизханова по истории Волжской Булгарии
Во время командировок 1862 и 1863 гг. Х. Фаизханову удалось обнаружить и обследовать несколько волжско-булгарских эпитафий, результаты расшифровки которых были опубликованы им в соответствующей научной статье[i]. Идентификация языка расшифрованных Х. Фаизхановым эпитафий как близкого к чувашскому в итоге оказалась верной и имела решающее значение для дальнейших исследований в области истории языка и этногенеза древних булгар[ii]. В некоторых письмах, уже после публикации этой работы, Х. Фаизханов обсуждал с Ш. Марджани вопросы языка волжских булгар (от 27 декабря 1863 г.)[iii] и их происхождения (апрель (?) 1864 г., см. ниже)[iv].
По косвенным сведениям, взятым в совокупности, можно сделать вывод, что Х. Фаизханов был автором некоего самостоятельного труда по истории волжских булгар, который так никогда и не был опубликован и до настоящего времени не обнаружен[v]. На эту работу сам Х. Фаизханов ссылается в другом своем историческом сочинении «К̣азāн тāрӣхы»[vi], написанном не позднее лета 1863 г. (как следует из содержания письма Х. Фаизханова Ч. Валиханову от 7 апреля 1863 г.)[vii]. О некоем своем «кратком сочинении» (مختصر بر تحرير), посвященном булгарам, Х. Фаизханов сообщает и в письме Ш. Марджани[viii], которое не датировано, но, как можно установить по его содержанию, написано, видимо, в апреле 1864 г.[ix] Это письмо (уже упомянутое нами выше) в различных сборниках и хрестоматиях традиционно помещается (под номером 22) между письмами Х. Фаизханова к Ш. Марджани, написанными соответственно 17 и 21 января 1864 г. Однако, судя по всему, его следует датировать более поздним временем, а именно апрелем 1864 г., поскольку в нем говорится о поездке Хаджи Салимгарея Тевкелева в Москву в начале апреля и о планируемом прибытии того в Казань в начале мая[x]. Сам Ш. Марджани в своем письме от 9 декабря 1866 г. Калимулле Аминову, одному из учеников незадолго до того умершего Х. Фаизханова, утверждает, что среди его книг и рукописей должны остаться статьи по истории Булгарии и Казани[xi].
Выше упоминалось о рукописи некоего сочинения по истории татар, которое было опубликовано Р. Ф. Мардановым под условным названием «Краткая история татар» и, как он считает, имело в качестве автора Х. Фаизханова. Это сочинение, по заключению Р. Ф. Марданова, было написано до того, как Х. Фаизханов приступил к созданию трудов по истории Казанского и Касимовского ханств, вероятно, в 1859–1860 гг.[xii]
Судя по вступительной части, Х. Фаизханов — при условии, что именно он является автором, — подходит к написанию этой работы с большой ответственностью, но ему еще недостает решимости, чтобы, руководствуясь актуальной задачей, обобщить необходимые сведения из разных источников[xiii]. Работа в основном фактографическая, и в ней еще нет суждений, касающихся языка и происхождения булгар. Например, говорится лишь о смене имени того же населения Булгарской страны после 1236 г. с булгар на татар[xiv]. Отсюда следует, что это сочинение — опять же, если его автором был Х. Фаизханов, — является его ранней работой, написанной до того, как он смог прийти к важным выводам по исследованию языка волжско-булгарских эпитафий. Вероятно, она была начата в 1859 г., что можно заключить из письма Х. Фаизханова к Ш. Марджани от 24 декабря 1859 г.[xv], в котором Х. Фаизханов живо интересуется сочинением Йāк̣ӯта ал-Х̣амавӣ (1179–1229) «Му‘джам ал-булдāн» (معجم البلدان, «Словарь стран»), составленным в 1224 г., куда был частично включен текст записки Ибн Фад̣лāна, известный на тот момент только в этой редакции. В работе содержится подробный список «имен правителей Дешт-и Кыпчака (daşt-i qıpçāq pādşāhlar)» от Джучи до Шейх-Ахмада[xvi], т. е. ханов Улуса Джучи от периода единства до падения Золотой Орды, но без каких-либо дат. В некоторых письмах Х. Фаизханов сообщает Ш. Марджани о подготовке подобной работы, включающей сведения о датах жизни и правления Чингисидов[xvii], позже он обращается к тому с просьбой посодействовать в сборе таких сведений о Чингисидах и правителях Булгарии и Казани[xviii].
Возможно, уже в 1860 г. Х. Фаизханов на какое-то время оставил изначальный замысел, рассчитывая, что работу по написанию истории булгар выполнит Ш. Марджани, что тот и сделал в марте 1862 г., как мы теперь знаем.
Журнал «Ислам в современном мире» (Том 19/№ 2/июнь/2023)