Выступление муфтия Гайнутдина Х Чтениях им. Мусы Бигиева
![]() |
Выступление председателя Духовного управления мусульман РФ главного муфтия шейха Равиля Гайнутдина на Пленарном заседании Х Теологической научно-образовательной конференции с международным участием «Бигиевские чтения» на тему «Муса Бигиев: жизнь, наследие, исследования»:
.jpg)
Глубокоуважаемый президиум!
Дорогие участники Х юбилейных «Бигиевских чтений»!
От имени Духовного управления мусульман Российской Федерации и Международного мусульманского форума сердечно приветствую вас пожеланиями мира, милости Аллаха и Его благословения:
.jpg)
Сегодня заключительный день благословенного месяца Раби уль-Авваль – месяца Мавлид-ан-Набий, то есть Рождества Пророка (мир ему). 1500 лет назад по мусульманскому лунному летоисчислению пришел в наш мир Посланник Аллаха Мухаммад Мустафа (с.а.в.с.). Посредством Пророка Всевышний передал людям заключительное Божественное Писание, довел до совершенства и завершил Свою религию для всего рода человеческого.
Благородный Коран является обращением универсальным, а потому – достоянием всего человечества. Пророк Мухаммад, который довел Писание до всех людей мира, является гордостью и достоянием исламской уммы. Его трудами и мудростью, его прекрасным нравом сформировалась исламская умма как часть общемировой семьи народов и общин.
.jpg)
«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха», - говорит об этом Господь в Благородном Коране (4: 110).
Теолог Муса Бигиев, в честь 150-летия которого мы сегодня собрались, писал в сочинении «Книга Сунны»:
«…благородный Пророк – это идеал жизни для уммы, а одно из предназначений уммы состоит в том, чтобы быть идеалом жизни для остальных народов. Умма должна быть готовой к этой высшей почести, чтобы служить для остальных народов примером и идеалом во всем».
Сам Муса-хазрат Бигиев начал свое восхождение к вершинам религиозных наук с глубокого, досконального изучения текста Благородного Корана, став крупнейшим корановедом своего времени, чью квалификацию признавали как мусульманские теологи, так и академические арабисты.
Уникальность Мусы Бигиева в том, что, будучи плодом традиционного мусульманского образования, овладевшим методологией средневековой схоластики, он сумел выйти за пределы господствовавшей в то время богословской мысли, поставив в центр своих рассуждений вопросы не узкообщинного, а общечеловеческого, универсального характера. Муса хазрат решительно утверждал общечеловеческое значение и роль Священного Писания, излагая в своих трудах взгляд на Коран не как на книгу отдельной уммы, а как живительный источник для благополучия всего человечества.
Возьму на себя смелость заявить, что интеллектуальное творчество Мусы Бигиева по своей оригинальности, смелости и последовательности суждений, силе убежденности и убеждения является вершиной более чем пятивековой истории развития исламской мысли среди российских тюрков-мусульман после лишения собственной государственности в середине XVI века.
За эти века интеллектуальный процесс познания религии и глубин ее смыслов в рамках нашей российской уммы прошел несколько этапов, от гонений, запретов и игнорирования, до возрождения и привлечения внимания всего мира. Поворотом от этапа угасания к ренессансу стало решение императрицы Екатерины II наладить типографское печатание Корана в России, что было абсолютно передовым шагом в масштабах всего мира. Основанная изначально в имперской столице Санкт-Петербурге, а затем перенесенная в Казань, печать Корана по своему значению сопоставима с типографским изданием текста Библии Иоганном Гутенбергом. Бывшая глубокой провинцией исламского мира Казань стала центром, печатные Кораны из которого распространялись по всей исламской ойкумене от Кашгара на востоке до Балкан на западе и Марокко с Тунисом на юге.
Таким образом, первой книгой, напечатанной в России арабским шрифтом, стал Коран и именно с печатного слова Корана началось интеллектуальное пробуждение Ислама в России на рубеже XVIII-XIX веков. В этом мы усматриваем провидение Господне и Его величайшую милость, оказанную российской умме. Процесс, растянувшийся более чем на век, подарил нам такие имена как Абдурахман Утыз-Имяни, Абдуннасыр Курсави, Шихабутдин Марджани, Хусаин Фаизхан, Каюм Насыри, Ризаэтдин Фахретдин, Галимджан Баруди, Муса Бигиев.
ХХ век, начиная со второй четверти по последнее десятилетие, стал временем испытаний для уммы, а в особенности для ученой его прослойки. Начало ХХI века ознаменовалось новой вехой, когда российское государство вновь провозгласило приоритетом развитие традиционной российской школы мусульманской теологии и явно обозначило свою заинтересованность в воспитании нового поколения российской интеллектуальной элиты. Начиная с 2003 года наше государство под непосредственным патронажем президента Владимира Путина последовательно предприняло множество важных шагов для нового этапа ренессанса исламской мысли в России. Одним из таких стало открытие нового – обновленного и расширенного здания Московской Соборной мечети 10 лет назад и слова, сказанные Владимиром Путиным на церемонии открытия. Глава государства указал на древние корни мусульманской общины в российской столице и подчеркнул намерение государства в дальнейшем помогать воссозданию отечественной мусульманской богословской школы, своей системы религиозного образования. Президент заявил: «На протяжении веков в нашей стране развивались традиции просвещённого ислама. И в том, что в России мирно сосуществуют разные народы, религии, безусловно, огромная заслуга мусульманской уммы».
Важно, что нынешняя эпоха возрождения богословской мысли является одновременно и временем нового обретения нашего интеллектуального наследия после периода забвения. Мы должны честно признаться себе: мы пока находимся лишь в начале этого пути, без которого немыслим наш дальнейший путь в качестве российской уммы, российского мусульманства. Я выражаю глубокую признательность нашим партнерам и друзьям - ученым как из духовных институтов, так и из академических научных центров. Их усилиями бесценные труды наших предшественников извлекаются из пыли архивов и возвращаются на полки современников в качестве великолепно изданных книг с проработанным по высшим стандартам научно-справочным аппаратом. Позвольте персонально отметить на этом собрании истинных подвижников возрождения наследия Мусы Бигиева – моего друга доктора, профессора Мехмета Гёрмеза, моего первого заместителя, доктора теологии Дамира Мухетдинова и в его лице ученых Московского исламского института и Издательского дома «Медина», кандидата исторических наук, ведущего бигиеведа Айдара Хайрутдинова. Искренне надеюсь и молю Всевышнего, что к следующему юбилею Бигиева наши ряды пополнятся молодыми, энергичными и мотивированными коллегами, кто будет продвигать его наследие, осмыслять и популяризировать его.
Позвольте мне завершить выступление еще одним изречением Мусы-хазрата Бигиева из его сочинения «Основы шариата»:
«Нам следует искать свое будущее и свое могущество в культуре, Исламе, а сам Ислам следует искать в Благородном Коране, пророческой Сунне и наследии предыдущих веков».
Этим наставлением великого ученого мы – российские мусульмане, намерены воспользоваться и следовать ему.
Благодарю за внимание.
.jpg)
22 сентября 2025 г., Москва
Ссылки по теме:
Главы крупнейших вузов, институтов и научных центров мира обсуждают наследие Мусы Бигиева
Муфтий Гайнутдин наградил Памятной серебряной медалью имени Мусы Бигиева деятелей науки
Московский исламский институт и Исламский университет Медины заключили меморандум о сотрудничестве
Новые издания трудов М.Бигиева презентованы на одноименных чтениях великого ученого
Советник президента Палестины Махмуд аль-Хаббаш: Россия – друг Палестины











