закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


21 мая 2012 15:23    

Выступление Фарида Асадуллина на Лихачевских чтениях 17-18 мая 2012 г. Санкт-Петербург

Заместитель председателя Духовного управления мусульман Европейской части России Фарид Асадуллин фото: tatarstan.ru
Заместитель председателя Духовного управления мусульман Европейской части России Фарид Асадуллин фото: tatarstan.ru

Выступление заместителя председателя Духовного Управления мусульман Европейской части России Фарида Асадуллина на XII Международных Лихачевских научных чтениях 17-18 мая в Санкт-Петербурге. Тема выступления: «Москва как многонациональный мегаполис (роль и место мусульманских народов  в историческом развитии  столичного социума)».

Существует  расхожее мнение, что  большие  города  являются  своеобразными аккумуляторами  истории, в которых  благодаря живому творчеству людей, через  диалог  разных культур  и религиозных  традиций   из века в век  создается   то, что  называется  цивилизацией. Сказанное  имеет прямое отношение  к Москве, история которой способна отразить глубину и особенности  российской цивилизации.  В последние годы научный интерес к прошлому  столицы российского государства  приобрел  принципиально иные, чем раньше  масштабы и историко - культурное измерение. Это можно объяснить  открытием и привлечением историками   как  все более и более  новых архивных источников, так  и расширением благодаря этому     границ исследования  указанной проблемы,  что  связано, в том числе,  с изучением жизни  мусульманских народов, оказавших наряду с другими значительное влияние  на формирование  исторического облика Москвы.   Современная Москва   представляет  собой  многослойное социальное образование, несущее отпечаток  разных эпох и одновременно являясь  источником  формирования  проверенных временем духовных ценностей, где сосредоточено огромное историко - культурное наследие и хранится  историческая память евразийских народов, издавна ее населявших и живущих поныне. Обращение к мусульманскому прошлому  Москвы  подчеркивает  одну из  главных ее особенностей как исторического многонационального  города, способного отразить  глубину и многообразие  российской цививлизации, специфику ее становления и дальнейших  эволюционных процессов.   Древняя Москва  имплицитно включала  в себя  различные культуры евроазийских народов  огромной страны, а также ее  как западных, так и восточных  соседей – греков, поляков, итальянцев, голландцев,  немцев, англичан,  финно – угров.  Полиэтнический  состав  горожан определил  и разнообразие конфессий, что в свою очередь отразилось  на духовной жизни общества,  особом  облике города, включающем  в себя ряд  социокультурных пластов и  их специфическое функционирование на  каждом этапе его исторического развития. Москва  всегда была (и остается)  не только ареной важнейших исторических событий, но и центром притяжения десятков   народов, принадлежащих к арабо- мусульманскому ареалу.   «Историческая прописка» евроазийских  народов, этнически и духовно  связанных с исламом, которых русская летописная традиция  по разным источникам именовала «бесермены», «печенеги», «агаряне», «измаильтяне», «басурмане», «турченя» и т.п., началась, как показывают  данные археологических раскопок,  еще  до образования Московского государства и тех населенных пунктов, которые  со временем вошли  в границы Москвы. 

Знакомство Древней Руси  с исламской цивилизацией   и начало ее укоренения, в  том  числе  на  московской  земле,  уходит  в раннее  средневековье. Оно  было вызвано, с одной стороны,  развитием международных торговых связей с арабо-мусульманским миром, ядром  которого в УIII в. был   Багдадский  халифат, а с другой -  знаменитым путем  « из  варяг в греки», который проходил через территорию древнерусского государства и связывал Скандинавию с Византией. Задолго до появления  на географической карте  средневековой Руси  населенного пункта под названием Москва  на огромном по масштабам  евразийском пространстве в VII – VIII вв.  сложились отпочковавшиеся от  Арабского халифата  локальные  исламские цивилизационные очаги с центрами в  Дербенте (Южный Дагестан) и позднее в Булгарах, столице Волжско - Камской Булгарии. Исконно духовно - религиозные традиции и культурно - бытовой уклад  народов, живших в пределах  этих новообразованных  центров мусульманской ойкумены, был тесно связан с исламом, что во многом  предопределило  характер их жизнедеятельности, отношений  с соседними  племенами и народами и, безусловно, не могло  пройти бесследно  в процессе  формирования  историко- культурного облика  будущего  российского государства и его столицы. Современные исследователи  справедливо указывают, что в целом  вклад мусульманских народов  в самобытное  историческое развитие  России не только вполне сопоставим  с достижениями  русского православного народа, но начальном этапе  мусульманский цивилизационный очаг  развивался более динамично и тюркско- мусульманская культура  была донорской  по отношению к русско- православной .

Феодальная Москва, представлявшая в начале XII  века  небольшое поселение – крепость на Боровицком холме  в устье реки Неглинной, была населена, судя по археологическим  исследованиям  известного  советского историка  М.М. Герасимова (1907 – 1970), разнообразными  по этническому составу  и антропологическому облику  евроазиатскими и северными племенами. « В XII в. этот край, - отмечает В.О. Ключевский, - был более инородческим, чем русским краем» . Близкой точки зрения  склоняются   и современные историки.  Опираясь на значительный круг исследованных источников,  А.А. Формозов, придерживающийся  теории миграционизма,   считает, что в Подмосковье жили  племена « самого разного  происхождения, между ними шло  смешение и искать  здесь чистый расовый  тип совершенно безнадежно» . Наряду с финно – уграми, балтами, восточными славянами – вятичами и кривичами и другими  народами    население древней Москвы, входившей в состав  Владимиро – Суздальского княжества, составляли  прямо либо косвенно знакомые  с миром ислама   тюркоговорящие половцы ( кипчаки) и волжские булгары.

Использование  локальной   московской микроистории  способно, на наш взгляд, повлиять  на обобщения  более «высокого»  макроисторического характера , а также  существенно дополнить либо прояснить  отдельные эпизоды  формирования  российской государственности, что в целом  подтверждает  известное хрестоматийное   наблюдение   выдающегося русского историка  Н.М. Карамзина: « кто был в Москве, знает Россию». Актуальность этого  тезиса подчеркивается тем фактом, что сегодня в Москве, в которой  проживает  около 10% населения страны,  как в фокусе  отражается многообразная действительность российского государства с очень интенсивным характером социополитических и культурных изменений. На полиэтничность,  как неизменную константу   российской истории, в эпицентре событий которой  практически всегда была Москва,   обращают внимание  не только отечественные ученые, начиная от  В.Н.Татищева и до М.П. Мчедлова,  но и  все наиболее крупные и  известные  на сегодняшний день   зарубежные исследователи . Исторический материал, связанный с Москвой,  дает  возможность по иному  взглянуть и  на роль  мусульманских народов, являвшихся  на   этапе становления  Древней  Руси  «духовно ведущими народами» российского  государства. « … Не всякому народу  удается  выносить  самостоятельный духовный акт и создать  самобытную  духовную культуру, - писал выдающийся русский философ Иван Ильин. - Народы, которым это удалось, суть духовно ведущие народы; народы, которым это не удалось,  становятся духовно ведомыми народами».   Это сложное и многоуровневое   взаимодействие  разных этноконфессиональных  и этнокультурных общностей, где в  соотношении  «ведомых» и « ведущих» народов в разные эпохи   преобладали две  доминирующие духовные традиции, имеющие истоком ислам и восточное христианство,  во многом составляет ядро  российской цивилизации. 

Восточно - азиатский характер столицы, бросавшийся в глаза многим отечественным и иноземным  исследователям московской старины, сегодня благодаря  современным  открытиям в исторической науке   получил  значительное подкрепление, создав условия для новых научных обобщений  и прежде всего  понимания  уникальности многонациональной российской цививлизации. « В сущности, Азия предчувствуется  уже в Москве, - писал в 1926 г. известный русский религиозный  мыслитель – публицист Г.П. Федотов. – Европеец, посетивший ее впервые, и русский, возвращающийся  в нее из скитаний  по Западу, остро пронзены  азиатской душой Москвы» . Это  важное    наблюдение  очень тонкого исследователя  российской истории   можно легко проиллюстрировать   известными  примерами московской действительности  прошлого и сегодняшнего дня столицы, например,    московской топонимикой, пронесшей через века и  сохранившей  для  нас практически все   исконные тюркско-  мусульманские  наименования  ее улиц – Китай – город, Балчуг, Ордынка, Остоженка или Арбат, а также  несущими отпечаток Востока образцами  культовой  и городской архитектуры.  В столице нового тысячелетия  из проживающих в ней  160 национальностей более 30  являются мусульманскими, то есть  этнически, культурно или духовно  ассоциируют себя  с исламом: от градообразующего татарского народа, корни происхождения которого  восходят к моменту  возникновения столицы,  и до динамично развивающихся  общин азербайджанцев, народов Северного Кавказа, центрально- азиатских государств  –   таджиков, киргизов, узбеков и казахов, а также  турок,  арабов, персов, афганцев и боснийцев. Современная Москва, как и любой европейский мегаполис, представляет  достаточно пестрое   в  этно - культурном плане образование  с очень заметной  составляющей азиатских народов, насчитывающих от 1,5 до 2 миллионов человек. Оглядевшись вокруг, легко заметить, что мусульманский Восток, как  это было  также очевидно   в период  динамичного развития  Золотой Орды (XIV – XV вв.),    стал    неотъемлемой  частью  столичной действительности  и   нашего каждодневного бытия. Но в отличие  от других европейских столиц, где феномен ислама в его социорелигиозном и культурном проявлениях  масштабно возник только во второй половине XX в.,  Москва,   как  в столица многонационального государства,   сама изначально  была  многонациональной и поликонфессиональной, во всяком случае тюрко- славянской  и христиано - мусульманской.

Привлечение малоизученных  и  новых материалов о жизни  мусульманских этносов столицы способно создать более объективную,  адекватную картину  бытования   в ней народов, историческими и духовно- культурными  традициями  связанных с исламом и исламской цивилизацией  в целом. Многослойность и многофакторность  московской истории, -  возможно, ключ к пониманию  сложной и противоречивой  природы  российской цивилизации в целом, исламская составляющая которой  имеет сегодня  бесспорно научное и культурное значение.

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.