Выступление Фарида Асадуллина на Лихачевских чтениях 17-18 мая 2012 г. Санкт-Петербург
Заместитель председателя Духовного управления мусульман Европейской части России Фарид Асадуллин фото: tatarstan.ru |
Выступление заместителя председателя Духовного Управления мусульман Европейской части России Фарида Асадуллина на XII Международных Лихачевских научных чтениях 17-18 мая в Санкт-Петербурге. Тема выступления: «Москва как многонациональный мегаполис (роль и место мусульманских народов в историческом развитии столичного социума)».
Существует расхожее мнение, что большие города являются своеобразными аккумуляторами истории, в которых благодаря живому творчеству людей, через диалог разных культур и религиозных традиций из века в век создается то, что называется цивилизацией. Сказанное имеет прямое отношение к Москве, история которой способна отразить глубину и особенности российской цивилизации. В последние годы научный интерес к прошлому столицы российского государства приобрел принципиально иные, чем раньше масштабы и историко - культурное измерение. Это можно объяснить открытием и привлечением историками как все более и более новых архивных источников, так и расширением благодаря этому границ исследования указанной проблемы, что связано, в том числе, с изучением жизни мусульманских народов, оказавших наряду с другими значительное влияние на формирование исторического облика Москвы. Современная Москва представляет собой многослойное социальное образование, несущее отпечаток разных эпох и одновременно являясь источником формирования проверенных временем духовных ценностей, где сосредоточено огромное историко - культурное наследие и хранится историческая память евразийских народов, издавна ее населявших и живущих поныне. Обращение к мусульманскому прошлому Москвы подчеркивает одну из главных ее особенностей как исторического многонационального города, способного отразить глубину и многообразие российской цививлизации, специфику ее становления и дальнейших эволюционных процессов. Древняя Москва имплицитно включала в себя различные культуры евроазийских народов огромной страны, а также ее как западных, так и восточных соседей – греков, поляков, итальянцев, голландцев, немцев, англичан, финно – угров. Полиэтнический состав горожан определил и разнообразие конфессий, что в свою очередь отразилось на духовной жизни общества, особом облике города, включающем в себя ряд социокультурных пластов и их специфическое функционирование на каждом этапе его исторического развития. Москва всегда была (и остается) не только ареной важнейших исторических событий, но и центром притяжения десятков народов, принадлежащих к арабо- мусульманскому ареалу. «Историческая прописка» евроазийских народов, этнически и духовно связанных с исламом, которых русская летописная традиция по разным источникам именовала «бесермены», «печенеги», «агаряне», «измаильтяне», «басурмане», «турченя» и т.п., началась, как показывают данные археологических раскопок, еще до образования Московского государства и тех населенных пунктов, которые со временем вошли в границы Москвы.
Знакомство Древней Руси с исламской цивилизацией и начало ее укоренения, в том числе на московской земле, уходит в раннее средневековье. Оно было вызвано, с одной стороны, развитием международных торговых связей с арабо-мусульманским миром, ядром которого в УIII в. был Багдадский халифат, а с другой - знаменитым путем « из варяг в греки», который проходил через территорию древнерусского государства и связывал Скандинавию с Византией. Задолго до появления на географической карте средневековой Руси населенного пункта под названием Москва на огромном по масштабам евразийском пространстве в VII – VIII вв. сложились отпочковавшиеся от Арабского халифата локальные исламские цивилизационные очаги с центрами в Дербенте (Южный Дагестан) и позднее в Булгарах, столице Волжско - Камской Булгарии. Исконно духовно - религиозные традиции и культурно - бытовой уклад народов, живших в пределах этих новообразованных центров мусульманской ойкумены, был тесно связан с исламом, что во многом предопределило характер их жизнедеятельности, отношений с соседними племенами и народами и, безусловно, не могло пройти бесследно в процессе формирования историко- культурного облика будущего российского государства и его столицы. Современные исследователи справедливо указывают, что в целом вклад мусульманских народов в самобытное историческое развитие России не только вполне сопоставим с достижениями русского православного народа, но начальном этапе мусульманский цивилизационный очаг развивался более динамично и тюркско- мусульманская культура была донорской по отношению к русско- православной .
Феодальная Москва, представлявшая в начале XII века небольшое поселение – крепость на Боровицком холме в устье реки Неглинной, была населена, судя по археологическим исследованиям известного советского историка М.М. Герасимова (1907 – 1970), разнообразными по этническому составу и антропологическому облику евроазиатскими и северными племенами. « В XII в. этот край, - отмечает В.О. Ключевский, - был более инородческим, чем русским краем» . Близкой точки зрения склоняются и современные историки. Опираясь на значительный круг исследованных источников, А.А. Формозов, придерживающийся теории миграционизма, считает, что в Подмосковье жили племена « самого разного происхождения, между ними шло смешение и искать здесь чистый расовый тип совершенно безнадежно» . Наряду с финно – уграми, балтами, восточными славянами – вятичами и кривичами и другими народами население древней Москвы, входившей в состав Владимиро – Суздальского княжества, составляли прямо либо косвенно знакомые с миром ислама тюркоговорящие половцы ( кипчаки) и волжские булгары.
Использование локальной московской микроистории способно, на наш взгляд, повлиять на обобщения более «высокого» макроисторического характера , а также существенно дополнить либо прояснить отдельные эпизоды формирования российской государственности, что в целом подтверждает известное хрестоматийное наблюдение выдающегося русского историка Н.М. Карамзина: « кто был в Москве, знает Россию». Актуальность этого тезиса подчеркивается тем фактом, что сегодня в Москве, в которой проживает около 10% населения страны, как в фокусе отражается многообразная действительность российского государства с очень интенсивным характером социополитических и культурных изменений. На полиэтничность, как неизменную константу российской истории, в эпицентре событий которой практически всегда была Москва, обращают внимание не только отечественные ученые, начиная от В.Н.Татищева и до М.П. Мчедлова, но и все наиболее крупные и известные на сегодняшний день зарубежные исследователи . Исторический материал, связанный с Москвой, дает возможность по иному взглянуть и на роль мусульманских народов, являвшихся на этапе становления Древней Руси «духовно ведущими народами» российского государства. « … Не всякому народу удается выносить самостоятельный духовный акт и создать самобытную духовную культуру, - писал выдающийся русский философ Иван Ильин. - Народы, которым это удалось, суть духовно ведущие народы; народы, которым это не удалось, становятся духовно ведомыми народами». Это сложное и многоуровневое взаимодействие разных этноконфессиональных и этнокультурных общностей, где в соотношении «ведомых» и « ведущих» народов в разные эпохи преобладали две доминирующие духовные традиции, имеющие истоком ислам и восточное христианство, во многом составляет ядро российской цивилизации.
Восточно - азиатский характер столицы, бросавшийся в глаза многим отечественным и иноземным исследователям московской старины, сегодня благодаря современным открытиям в исторической науке получил значительное подкрепление, создав условия для новых научных обобщений и прежде всего понимания уникальности многонациональной российской цививлизации. « В сущности, Азия предчувствуется уже в Москве, - писал в 1926 г. известный русский религиозный мыслитель – публицист Г.П. Федотов. – Европеец, посетивший ее впервые, и русский, возвращающийся в нее из скитаний по Западу, остро пронзены азиатской душой Москвы» . Это важное наблюдение очень тонкого исследователя российской истории можно легко проиллюстрировать известными примерами московской действительности прошлого и сегодняшнего дня столицы, например, московской топонимикой, пронесшей через века и сохранившей для нас практически все исконные тюркско- мусульманские наименования ее улиц – Китай – город, Балчуг, Ордынка, Остоженка или Арбат, а также несущими отпечаток Востока образцами культовой и городской архитектуры. В столице нового тысячелетия из проживающих в ней 160 национальностей более 30 являются мусульманскими, то есть этнически, культурно или духовно ассоциируют себя с исламом: от градообразующего татарского народа, корни происхождения которого восходят к моменту возникновения столицы, и до динамично развивающихся общин азербайджанцев, народов Северного Кавказа, центрально- азиатских государств – таджиков, киргизов, узбеков и казахов, а также турок, арабов, персов, афганцев и боснийцев. Современная Москва, как и любой европейский мегаполис, представляет достаточно пестрое в этно - культурном плане образование с очень заметной составляющей азиатских народов, насчитывающих от 1,5 до 2 миллионов человек. Оглядевшись вокруг, легко заметить, что мусульманский Восток, как это было также очевидно в период динамичного развития Золотой Орды (XIV – XV вв.), стал неотъемлемой частью столичной действительности и нашего каждодневного бытия. Но в отличие от других европейских столиц, где феномен ислама в его социорелигиозном и культурном проявлениях масштабно возник только во второй половине XX в., Москва, как в столица многонационального государства, сама изначально была многонациональной и поликонфессиональной, во всяком случае тюрко- славянской и христиано - мусульманской.
Привлечение малоизученных и новых материалов о жизни мусульманских этносов столицы способно создать более объективную, адекватную картину бытования в ней народов, историческими и духовно- культурными традициями связанных с исламом и исламской цивилизацией в целом. Многослойность и многофакторность московской истории, - возможно, ключ к пониманию сложной и противоречивой природы российской цивилизации в целом, исламская составляющая которой имеет сегодня бесспорно научное и культурное значение.