Владимир Бобровников: На Северном Кавказе у людей другое ощущение истории, живой интерес к ней намного выше
Прозвучавший накануне призыв муфтия шейха Равиля Гайнутдина в 2043 году отпраздновать на общероссийском уровне 1400-летие принятие ислама в России, что произошло в 643 году по григорианскому календарю в Дербенте, актуализовал тему истории проникновения, распространения и развития ислама на российском Кавказе. О научных лакунах в изучении этой обширной темы и работе над энциклопедическим словарем «Ислам на Северном Кавказе» (ИД «Медина», 2023) рассказал один из научных редакторов издания, заведующий Центром изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья в.н.с. Института востоковедения РАН, к.и.н. Владимир Бобровников.
- Владимир Олегович, поздравляю Вас с выходом в свет словаря «Ислам на Северном Кавказе». Как было сказано на презентации, прошедшей в Институте востоковедения РАН, создавался этот выпуск энциклопедического словаря достаточно долго, более 10 лет. В чем причина? И чем этот словарь отличается от своих «более старших братьев», скажем, энциклопедического словаря «Ислам» 1991 года издания?
- Благодарю за поздравления. Их можно адресовать всем членам редакционной коллегии и авторам, принимавшим участие в его создании. Словарь так долго готовился по ряду причин. Большие проблемы вызвал сбор статей по Северо-Западному Кавказу, где историей ислама до недавнего времени вообще никто не занимался. Огромную работу по сбору статей как редактор тома проделал Д.М. Тимохин, прекрасный эпиграфист. Крайне много сделал ответственный сотрудник Духовного управления мусульман РФ Д.В. Макаров. Он связывался с авторами, добывал иллюстративные материалы, участвовал в верификации данных, унификации передачи имен и названий.
Моя задача как одного из его последних редакторов была скромнее: уже собранное – отредактировать. К этой работе я приступил в начале минувшего 2022 года.
В данном конкретном случае взята достаточно широкая территория в современном понимании Северного Кавказа как региона. В нее входят такие субъекты РФ как Дагестан, Чечня, Ингушетия, Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Адыгея, а также Краснодарский и Ставропольский края и Ростовская область.
Словарь не просто продолжает традиции научных справочников издательства «Медина», но представляет 10-ый выпуск продолжающейся серии «Ислам в Российской Федерации». Отсылки на предыдущие тома и отдельные статьи из них по кавказской тематике читатель найдет в «Исламе на Северном Кавказе». Помимо библиографии, списка авторов и алфавитного указателя словарных статей том содержит список словарных статей всех предыдущих 9-ти выпусков словаря, что для читателей весьма удобно.
Ислам на территории Дагестана появился раньше, чем где бы то ни было на Северном Кавказе, да и вообще на территории России. Самая древняя арабская надпись на территории современной России была обнаружена в 2002 году под Дербентом. Она сделана арабами в 176 г.х. (792-3 г. н.э.), когда Халифатом правил Харун ар-Рашид. В республике много исламских артефактов, сохранилось огромное количество частных рукописных библиотек и памятников мусульманской эпиграфики.
Кроме того, в Дагестане в последней трети ХХ века сложилась своя школа арабистики. Она отпочковалась от ленинградской, восходящей к В.Р. Розену: один из создателей дагестанской школы А.Р. Шихсаидов (1928-2019) студентом слушал на восточном факультете Ленинградского университета лекции академика И.Ю. Крачковского (1883-1951). Он умер раньше, чем Амри Рзаевич окончил факультет. Шихсаидов учился и у других историков ленинградской школы, в частности у исламоведа И.П. Петрушевского. Когда стало возможно, дагестанская школа арабистики перешла в 1990-е годы к изучению исламских реалий. Кроме этого, в Дагестане было много мусульманских улемов. Еще в средневековье его называли «горой языков» и «морем наук». Из учеников улемов-реформаторов вышел другой создатель школы дагестанской арабистики М.-С. Саидов (1902-1985).
Северо-Западный Кавказ – тоже важный регион на периферии мусульманского мира. Исламизация его шла позднее, чем на северо-востоке региона, и сразу с нескольких сторон. Наиболее важный вклад в нее внесли мусульманские миссионеры и гази Османской империи и Крымского ханства. Но были здесь и религиозные деятели из Дагестана и Золотой Орды. В силу разных обстоятельств, включая антирелигиозные гонения советской эпохи, здесь не сложилось научной школы исламоведения. В истории мусульман региона полно «белых пятен». Редколлегия решила объединить в одном томе Северо-Западный и Северо-Восточный Кавказ, чтобы читателю стали яснее связи между ними, сходства и различия исламизации. Мне представляется, это было разумное решение.
На русском языке справочник по исламским реалиям Северного Кавказа издается впервые. Но у словаря были предшественники, которые заложили основу изучения этой проблематики. Важный вклад внесла программа воссоздания отечественного исламоведения, инициированная в конце 1970-х – 1980-е гг. Е.М. Примаковым, директором Института востоковедения АН СССР. Объединив усилия востоковедов из разных академических центров страны, она помогла подготовить сначала «Ислам. Словарь атеиста» 1988 года, названный так в угоду установкам той эпохи, а вскоре энциклопедический словарь «Ислам», выпущенный издательством «Наука» в 1991 году. Словник к последнему подготовил ленинградский исламовед С.М. Прозоров. Словарь был авторский, не компилятивный и не переводной. Статьи для него писали исламоведы-текстологи из Ленинграда, занимавшиеся в основном средневековыми источниками.
Современности должен был быть посвящен 2-й том словаря 1991 г., но он так и не был собран в Москве. В 2006–2007 гг. один из авторов этой ненаписанной книги арабист-политолог А.В Малашенко (1951–2023) издал в фонде Карнеги серию политологических брошюр об исламе в регионах Российской Федерации, в том числе в Дагестане. Но это были скорее краткие обзоры с прогнозом политического развития республик и регионов, но никак не академические справочники.
В 1998-ом году начал выходить энциклопедический словарь «Ислам на территории бывшей Российской империи», создателем и ответственным редактором которого является С.М. Прозоров. Он же разработал очень удачный, по-моему, пополняемый словник издания. Я написал для него ряд статей и был одним из научных консультантов по региону. Всего вышло 5 выпусков словаря, исправленные и дополненные версии которых были переизданы в 2 томах (2006, 2018). Из-за отсутствия специалистов-исламоведов по регионам С.М. Прозоров дал возможность высказаться этнографам, политологам, историкам, искусствоведам. Он фактически вернулся к принципу составления словаря 1988 года, но сильно расширил круг авторов и ужесточил принципы отбора авторских некомпилятивных статей.
Целый ряд словарных статей по кавказских реалиям из энциклопедии Прозорова вошел в «Ислам на Северном Кавказе» в адаптированном для настоящего издания виде. Но принципы составления этих энциклопедий различаются. Целью проекта Прозорова было собрать авторские статьи, закрывающие лакуны в изучении ислама на территории России, случившиеся в международном академическом исламоведении из-за горячих и холодных войн и прочих коллизий политиков ХХ века. Серия же «Ислам в Российской Федерации» и ее Х том по Северному Кавказу стремится создать общую картину современного состояния и истории мусульманских сообществ региона, включая государства, партии, институты, персоналии. В ней допускаются компилятивные статьи. То есть широта охвата материала нынешнего словаря гораздо больше.
- Уточните, пожалуйста, количество авторов, принимавших участие в подготовке словаря, и количество словарных статей.
Авторов всего 67. В их числе – директор Института востоковедения РАН д-р исторических наук А.К Аликберов, первый заместитель ДУМ РФ д-р теологии Д.В. Мухетдинов, ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Махачкалы, Черкесска, Майкопа, Уфы, Владикавказа, Калуги, Ташкента. Точного количества статей я не знаю, их примерно более 500-от. Читатель сам может точно подсчитать их по списку в конце книги. Я сам опубликовал в этом томе 18 cтатей, некоторые из которых специально писал для него, другие переработал.
- Все Ваши статьи посвящены Дагестану? Что Вы можете сказать о других авторах словаря?
- Я писал не только о Дагестане. Одна из моих статей в этой книге рассказывает о мусульманской книжной культуре Большой Кабарды. Совместно с моим другом д-ром исторических наук И.Х. Сулаевым, профессором ДГУ, мы подготовили статью о Духовном управлении мусульман Северного Кавказа. Этот первый в регионе муфтият действовал с 1944-го по 1989-ый год и прекратил существование еще до распада СССР. Ряд моих статей подготовлен совместно с профессором Амстердамского университета М. Кемпером.
Об исламе и суфизме в Чечне написал мой покойный друг кандидат исторических наук М. Ю. Рощин (1952-2021). «История ислама в Чечне» - это его посмертная статья.
Об исламе и суфизме в Ингушетии много статей написала М.С.-Г. Албогачиева, заведующая отделом этнографии Кавказа «Кунсткамеры» в Санкт-Петербурге.
- Владимир Олегович, каков был принцип отбора материала для словаря? Вы упомянули о зийаратах. Статья о зийаратах Ингушетии есть, но статья о зийаратах Чечни отсутствует. Не отражена и такая важная, на мой взгляд, тема, как тарикат кадирийа. То есть какие-то темы выпали?
- Принцип отбора материала, как я уже говорил, здесь не тот, что в энциклопедическом словаре Прозорова, где представлены исторические особенности бытования ислама на территории России. При этом у Прозорова выпали из словаря темы, на которые не нашлось хорошего специалиста, в частности Северо-Западный Кавказ и Крым. В серии же «Ислам в Российской Федерации» упор сделан на исторический контекст развития мусульманских обществ того или другого региона. Поэтому здесь много статей про государственность у мусульман, институционализацию ислама в России, общественных и культурных деятелей, краеведение. Имеется целый ряд статей про ученых, в данном случае кавказоведов, не только исламоведов, но археологов, этнографов, историков местных мусульманских обществ.
То, что ряд частных и общих реалий выпали, неизбежно в любом энциклопедическом издании. Главная причина тут – неизученность темы, отсутствие специалиста. Обратите внимание, после некоторых словарных статей нет библиографии, потому что часто публикаций и введенных в научный оборот архивных источников по данной тематике не существует. Особенно по Северо-Западному Кавказу.
Что касается святых мест или зийаратов, то львиная доля их находится на Восточном Кавказе – в Дагестане, Чечне и Ингушетии. После Кавказской войны огромное число мусульман преимущественно с Северо-Западного Кавказа уехало в Османскую империю. В результате - исчезли кладбища, зийараты, предметы материальной культуры. Сегодня культ святых на северо-западе региона хуже представлен.
Статьи о тарикате кадирийа, действительно, нет. Это недостаток издания. Но зато есть множество статей о наставниках кадирийского тариката, в том числе о шейхе Кунта-хаджи Кишиеве.
Еще я бы отметил статью Ш.Ш. Шихалиева, замечательного специалиста по суфизму, о дагестанском мистике Сайпулле-кади (1853-1919). Он был суфийским шейхом накшбандийского, шазилийского и кадирийского тарикатов, автором многочисленных сочинений по суфизму. Кроме этого, в словаре представлен плохо изученный на Северном Кавказе тарикат халватийа. О нем написал статью историк из дагестанского ФИЦ РАН Ш. М. Хапизов. Кстати, прошлым летом я был в с. Утамыш в Дагестане, где похоронено 16 халватийских шейхов и в с. Хлют, где почитается святилище 3 халватийских наставников, но писать о них статьи в данный том было уже поздно.
- Владимир Олегович, Вы уже несколько десятилетий занимаетесь изучением ислама на Северном Кавказе. Объясните, в чем специфика этого региона?
- Он поздно вошел в состав России. В первой трети 19-го века Российская империя присоединила Закавказье. Но надо было налаживать коммуникации с ним, и началось завоевание Северного Кавказа, которое завершилось лишь к 70-м годам ХIХ века. Историческая коллективная память о вооруженном джихаде времен Кавказской войны XIX в. очень сильна здесь, особенно в Дагестане и Чечне с Ингушетией. Места и герои этой памяти за прошедшее время сменили значение и понимаются нередко как национальные символы.
У ислама в регионе есть свои особенности. Большинство мусульман на Северном Кавказе – сунниты. В Закавказье примерно пополам – шиитов-имамитов и суннитов. На Восточном Кавказе более развит суфизм. В Дагестане, Чечне и Ингушетии, как известно, со средних веков преобладает шафиитский мазхаб, за исключением ногайцев. Они ханафиты. Для данного тома статьи о ногайцах подготовил А.А. Ярлыкапов из МГИМО. О некоторых ногайских и дагестанских религиозных деятелях нового времени очень информативно написал М. Р. Заргишиев. Я бы отметил его статьи, они очень удачные.
- В своем выступлении на презентации словаря Вы сказали, что ислам на Северном Кавказе – это 1300 лет истории…
- Смотря как считать! По хиджре – больше!
- Вы могли бы определить этапы развития ислама в этом регионе?
- Это уже сделал в статье «История ислама на Северном Кавказе» А.К. Аликберов. Замечу, что хронология распространения ислама на северо-восточном и северо-западном Кавказе отличается. Относительно условен топоним «Дагестан», о чем много писал А.М. Шихсаидов. Во время Арабского халифата его не было. Он появился позднее. Все-таки больше это понятие послемонгольское, хотя оно было и до нашествия монгол. Дербент же – древнейший город РФ, где находится старейшая в России мечеть - на протяжении многих веков после арабов принадлежал скорее к Закавказью. Окончательно он вошел в Дагестан в 18-19 веках. Про него в словаре есть несколько статей.
Если брать общую хронологию распространения ислама на Северном Кавказе, то явно выделяется большой этап, который распадается, начиная с арабских завоеваний и арабо-хазарских войн при халифате до монгольского завоевания. Арабы с 9-го века уже не завоевывали Кавказ. Важный этап – 14-16 века. В этот период на Восточном Кавказе действовали активно суфийские братства – сухравардийа, халватийа и другие. Следующий рубеж – конец 18-го – середина 19-го веков. Это период, который я называю шариатским движением, когда шла шариатизация права, социального быта повсюду на Северном Кавказе, хотя и в разной степени. Отдельный этап – советский период и постсоветская ре-исламизация, неплохо представленная в статьях тома.
- Словарь – наглядный пример сотрудничества академической науки и мусульманской религиозной структуры - ИД «Медина». Похвально то, что родилась такая серия и что она год от года пополняется…
- Да, сотрудничество с мусульманскими организациями дает свои результаты. При этом у ученых могут быть разные точки зрения на эту проблематику, если вспомнить научные дискуссии о языке изложения и соответственно аудитории современных научных работ по исламу С.М. Прозорова и д-ра Тауфика Ибрагима, философа, который сменил свою аудиторию. В советское время он писал для ученых, причем больше для светской философской аудитории. Она небольшая. Сейчас он пишет и для ученых, и для широкой публики, во многом для верующих мусульман.
Десятый выпуск словаря предназначен и для ученых, и для широкой аудитории, интересующейся историей ислама на Северном Кавказе. Любые замечания и конструктивные предложения от специалистов и широкой публики, в том числе мусульман, приветствуются.
Чем бы я закончил беседу? На Северном Кавказе у людей другое ощущение истории. В отличие, скажем, от столичных жителей, там людей волнует как недавнее, так и далекое прошлое их родного края. Живой интерес к истории намного выше. Поэтому и там, надеюсь, это издание будет востребовано.
- Благодарю Вас.
Беседовала Ольга Семина